Ох, как уже надоел этот шквал массовой истерии, посвященной выборам президента П: на зобеге, вконтактике, в ЖЖ, в аськах (телевизор я, слава б-гу, не смотрю и радио не включаю, так что хоть здесь избавлена от этого). Понятное дело, что победит (или назначат победителем, что одно и то же), естественно, Путин. Последние относительно "честные" выборы были того же самого Путина, только 12 лет назад, которого буквально за полгода достаточно грамотные политтехнологи, пиарщики, спичрайтеры "раскрутили" из никому не известного чиновника из администрации Собчака, до "мачо" на уровне всей страны.
В принципе, "честные" выборы в современной России невозможны по двум причинам: во-первых, вся избирательная технология ПОЛНОСТЬЮ контролируется властью, и система не гнушается прямых и топорных фальсификаций, чтобы обеспечить заданный сверху результат (как прекрасно показали думские выборы); во-вторых, реальных политических противников у Путина нет: есть только шутовские. Зюганов - это вечный "официальный" противник существующей власти, давным-давно прикормленный и купленный на корню и с потрохами, который реально ничего не делает (очень удобная позиция, а ведь он ничего и не делал в те периоды, когда коммунисты были очень сильны в Думе). Жириновский - это старый тролль, который никогда всерьез и не рассчитывал стать президентом, хотя всегда и баллотировался - он имеет свой гешефт, и причем неплохой, но ни на что большее не способен. Миронов - типичный неудавшийся "неизвестный отец" - выкинутый на мороз из элиты, фактически, со второго поста в государстве (официально "второе лицо" - не председатель правительства РФ, а председатель Совета Федерации). Прохоров - достаточно шутовская фигура; несмотря на то, что на общем фоне он выглядит более прилично (не считая распиаренные ё-мобили и Куршавель со шлюхами), он представляет собой классического олигарха из 90-х годов - пообтесавшегося после периода первичного накопления капитала, жесткого бизнесмена со всеми вытекающими: выжимать из работников последние соки, платить серые зарплаты (возможно, в его холдинге сейчас и белые, но наличка - это тенденция всего бизнеса, вышедшего из 90-х годов), урезать пенсии, выходные, социалку, медицину... Лично я, как человек практически без собственности, который может продавать только собственный труд и навыки, ну в упор не вижу, как Прохоров отражает мои интересы (особенно, если вспомнить про эту его инициативу с повышением продолжительности рабочего дня, что противоречит Конвенции МОТ, кстати).
В итоге, мы получаем пять кандидатов, за одного из которых нам предлагается проголосовать по принципу "наименьшего зла". Но, даже если мы и проголосуем не за Путина, которого нам услужливо предлагают почти все официальные СМИ, это не беда - в избирательным комиссиях уже готовы "правильные" бюллетени и протоколы, которые "правильно" посчитают после 4 марта... Да и чиновники наверняка уже получили нагоняй за топорную работу на думский выборах, и проколов будет (по-идее) меньше, или они не будут столь очевидными.
Дело в другом - самое интересное начнется после "выборов" Путина. Россия сейчас находится в положении, схожем по критичности с 1917 г. и 1989 г. Да, в отличие от 1917 - нет Первой мировой войны, но уровень парализованности государства - прежде всего, коррупцией и бюрократией, схож именно с этими периодами. И, как показывает история, достаточно нескольких серьезных толчков, и эта структура посыплется с легкостью карточного домика. Действительно, пока держались высокие цены на нефть, можно было затыкать дыры деньгами. Волнения в Пикалево - показательно накажем Дерипаску, засуха - выплатим селянам компенсации, и прочее, и прочее. Но, как показала та же засуха и пожары 2010 года - власть не готова к системным кризисам, значительным чрезвычайным бедствиям, природным катаклизмам: разрушена система лесного хозяйства, заброшены аэродромы подлета, нет техники, систем раннего оповещения, заброшены программы ирригации сельхозземель... В Совке это, худо-бедно, пусть и через жопу, но делалось: сейчас ограничиваются распилом выделенных денег. И эти "внутренние противоречия" накапливаются: в лесном и сельском хозяйстве, в образовании, в культуре, в здравоохранении... во всех сферах. Я и раньше сравнивала государство с корпорацией, однако есть два существенных момента, в которых кроется коренное отличие: единственная задача корпорации - доход, и ничего, кроме него, ради прибыли бизнес пойдет на все, однако, если государство начинает руководствоваться этим принципом, то долго оно не проживет, потому что цель государство как общности населяющих его граждан - обеспечение материальных и духовных интересов этих граждан, иначе - утрачивается сама цель государства, и оно превращается в деспотию. Второе отличие - корпорация может "перейти на аутсорсинг" - закупить на стороне товар, специалистов, станки, приборы, технику... Государство действительно может что-то на временной основе "закупать на стороне", что оно сейчас и делает, однако это ведет к почти полной утрате самостоятельности. Все отрасли общественной жизни неразрывно связаны между собой, реформы образования ведут к отсутствию годных специалистов, реформы здравоохранения - к увеличивающейся смертности, реформы культуры - к обыдлению, камеди-клабу и Дому-2. Эти тенденции уже вылезают, и в ближайшее время вылезут еще сильнее. Вот тогда-то и начнется!
Те, кто предлагают Путина в президенты (предположим невозможное - даже не из служебной или коммерческой заинтересованности - а из идейной), говорят мантры о "путинской стабильности", мол, благостостояние населения выросло, доходы растут, жить стало лучше, жить стало веселее. И, мол, хотите, что было так же - голосуйте за удвоение (уже утроение) ВВП... Пожалуй, самый большой фейл в том, что стабильности этой не будет потому, что не откуда ей взяться. К президентским выборам в США, скорее всего, приурочат эмиссию доллара, соответственно, в каком-то виде это дойдет до России в виде повышения цен на нефть - максимум на полгода. Потом - будет либо резкий обвал, либо медленная сильная стагнация. Курс, которым следует власть, попросту нежизнеспособен, и, в случае, если не будет масштабной войны или какого-либо чрезвычайного бедствия, у власти остаются только два пути. Назовем ух условно "1917 год" и "1937 год".
Итак, "1937". Одним, и, пожалуй, наиболее обоснованным объяснением сталинских репрессий 1937 года и 1950-х годов является то, что таким образом Сталин боролся с бюрократизацией государственного и партийного аппарата. Действительно, представьте себе обычного человека: проведена чистка в верхних эшелонах власти, образовалось множество вакантных постов, и, естественно, "открыта дорога" наверх. И вот, он пашет, проявляет себя, бьет в грудь и произносит лозунги, в отдельных случаях - даже толково работает. Но вот он достиг заветного места, оброс связями, привилегиями, деньгами, и, в общем-то, ему уже ничего больше не надо, и он начинает бороться за то, чтобы сохранить свои привилегии, приумножить их, продвинуть на высокие посты своих друзей и родственников... И тут - бац - 37 год, и из "большой шишки" ты превращаешься в лагерную пыль. Пожалуй, как бы цинично это не звучало, на сегодняшний день - это единственный способ борьбы с бюрократизацией элит и сращения государственного и партийного аппарата, своего рода "отрубание головы" при мигрени. Сейчас - за 20 с лишним лет - постсоветская бюрократическая элита (в которую сплелись государственная власть, политическая власть и бизнес) переросла в огромного паразита, неповоротливого, жадного и аморфного. Теоретически - кто-то из ядра современной элиты мог бы возглавить операцию по "очищению рядов", тем более, что этот процесс объективно обусловлен, но я не верю, что этим человеком сможет стать Путин или Медведев: слишком много друзей, родственников, друзей родственников и членов кооператива "Озеро" повязано с ними, придется ведь резать "по живому", разорять своих родственников и свойственников, и прочих, у которых тоже имеется кое-что на них. Нет, они на это не способны.
Вариант "1917 год" - это приход к к власти анти-элиты, людей, выдвинувшихся в лидеры в параллельных системах управления, и пришедшие к власти, причем эта анти-элита может быть как левого толка, крайне-правового (нацистски настроенного), так и либерально-ориентированного характера. Поскольку добровольно правящий режим власть не отдаст, то переход к такому варианту событий возможен лишь в результате переворота или революции, либо ввязывания в войну и последующий переход власти. Скажем так - это тот еще жутенький вариант, предполагающий массовое насилие, с выходом на улицы и стрельбой. Скажу честно, лично у меня он вызывает ужас. В "лихие 90-ые" этого добра хватило.
А почему же невозможен вариант "оставить все как есть"? Потому, что разрушается мировая система разделения труда, банковская система, та модель кредитной накачки спроса, которая выстраивалась последние 30 лет в Западном мире. С ее разрушением падает спрос, значит - падают доходы: зачем производить товар, если его некому покупать, вернее, покупатель реально просто не располагает такими доходами? Поскольку Россия давно уже встроена в мировую систему разделения труда, то и никаких самостоятельных решений она тут принять не сможет. Итак, доходы от экспорта резко сокращаются, импорт - дорожает, и на фоне всего этого продолжается вакханалия с распилами и откатами, которые достигают по 50-70% от стоимости заказа. Что из этого следует? Правильно, резко просядут все бюджетные сферы, которые и так в жопе - медицина, образование, культура. Начнутся массовые задержки зарплаты (причем не только в бюджетных учреждениях, но и в бизнесе), резко подскочит смертность, в том числе детская, возможно, начнутся вспышки эпидемий. Люди уже очень многим недовольны, а человек, который по нескольку месяцев не получает за работу денег, у которого семья и дети, и кончилась еда, способен на крайние меры. Тут-то все и завертится по-настоящему, не спасут ни "Пикалевы", ни показательные посещения "Перекрестка". У режима нет - как бы банально это не звучало - ни обширной социальной базы, которая бы его поддерживала, ни внятной программы, помимо "банано-технологий" и мифических "модернизаций", которые могли бы показать людям.
Итог, конечно, получается довольно грустный: нашу страну ждут очень непростые времена, и, возможно, не все мы с вами их переживем.