Скоро в Сургутском театре! "Ночь Гельвера"

Apr 07, 2015 19:35

«Ночь Гельвера» недаром вновь заняла свое место в репертуаре Сургутского театра. И сегодня эта постановка «звучит» как нельзя кстати, ведь болезненная актуальность, вневременность затронутых в ней проблем представляется несомненной. Действительно ли не имеют права на счастливую жизнь те, кого принято называть «не такими»? Все ли ошибки можно исправить? Эти и многие другие тяжелые, но необходимые вопросы режиссер ставит перед зрителями.

Стоит отметить, что Владимир Матийченко с одинаковым успехом работает как с откровенно непростым для «перевода» на язык сцены материалом эпического характера (самый яркий пример - спектакль «Точки…невозвращения» по мотивам творчества Э.М. Ремарка), так и с легкими лирическими комедиями (вроде «Скамейки» по одноименной пьесе А.И. Гельмана). «Ночь Гельвера» сочетает в себе два этих полюса: начало камерно-лирическое и эпическое. Общечеловеческая трагедия - нетерпимость, уродующая и искажающая даже материнские чувства; тотальное одиночество, обреченность и бессилие тех, кому не посчастливилось родиться здоровым (неважно, физически или умственно), - здесь нам явлена на примере и через призму восприятия двух «маленьких» людей.



В образе молодой женщины Карлы (роль исполняет Юлия Уткина) поразительным образом уживаются измученная жертва заблуждений и обстоятельств, уставшая от серости быта типичная домохозяйка и - как правило, в ключевые, переломные моменты, - отчаянная, сильная личность, способная как на страшный поступок в порыве эмоций, так и на самоотверженную любовь.

Ее приемный сын Гельвер (в его роли Дмитрий Кожин) - человек с внешностью взрослого мужчины и интеллектом ребенка. В нем есть как трагическая беззащитность, доверчивость, непосредственность, так и столь же свойственная детям беспощадность. Сначала он, подпав под влияние фашиствующего соседа-погромщика Гильберта (или, скорее, этот внесценический персонаж - темный двойник нашего героя?), с удовольствием ходит на учения, бегает с двуцветным флагом, выкрикивает ругательства и муштрует Карлу. Из лучших побуждений. Происходящее для него - прежде всего увлекательная игра. Несчастный искренне уверен в том, что его приняли как равного, что из него выйдет хороший солдат. Нежелание Карлы учить правила этой «игры», ее стремление остаться в стороне раздражают Гельвера и порождают противодействие…

Возможно ли разрешение конфликта героев с обществом и друг с другом? Ответ известен, но слишком жесток. Звон бьющегося стекла и надрывные мелодии группы Rammstein, полумрак на сцене, слепящие вспышки красного света и «закольцованный» финал усугубляют общую атмосферу безысходности, наводят на ассоциацию с замкнутым кругом.

Нельзя не отметить, что режиссерскому почерку Владимира Матийченко чужд натурализм. И солдатский окопный быт в "Точках...невозвращения", и умственную патологию персонажа в "Ночи Гельвера" постановщик передает с помощью одной лишь театральной условности. Так, присутствовавший на показе обновленной «Ночи Гельвера» режиссер Линас Зайкаускас одним из главных достоинств постановки назвал именно это сочетание «реалистического способа игры и символизма», в котором одно нисколько не противоречит другому. Также он отметил, что актер Дмитрий Кожин очень органично вжился в столь серьезную и необычную роль.

С Линасом Мариюсом вполне солидарны зрители, среди которых были и студенты, и психологи, и преподаватели. И солидарность эта касается не только актерской игры. По словам частых гостей театра, «сказать всем “спасибо” за такую мощную постановку - это просто пройти мимо».

В апреле спектакль можно увидеть 20 числа в 17.00 и 26 в 18.00.

спектакли СМДТ

Previous post Next post
Up