В Перми в 2009 году согласно
Немного о привлекательности
Николай Новичков /19 октября 2010
Теперь и у меня подошел к концу летний сезон. В ночь с воскресенья на понедельник, когда ехал из пермского аэропорта в город, пошел снег, а буквально за несколько часов до этого я прилетел из отпуска с Тенерифе, где светит солнце и было под 30.
Невольно задумаешься о том, как изменил нашу жизнь массовый туризм. Мир стал разнообразнее, интереснее и веселее.
Конечно, хорошо тем регионам, которых судьба не обделила солнечными днями, морем и комфортным климатом. Строй себе гостиницы на побережье или в горах - и греби туристические доллары лопатой. А как быть тем территориям, где, мягко говоря, нежарко? Есть ли у них шанс заполучить чувака с лишними сотенными долларовыми бумажками?
На что турист тратит свои деньги? Вы скажите: на билеты, на трансфер, на гостиницу, на питание и пр. Это все правильно, но турист покупает не это, он покупает удовольствие, источником которого является впечатление. Соответственно, задача региона, желающего привлечь потенциального туриста - продемонстрировать всем, что нигде таких впечатлений, как в нашем крае, вы не найдете.
Понятно, что надо делать в регионах с «пляжным» туризмом. А как быть остальным?
Здесь напрашивается два решения: развивать институции и формировать события.
Институции - это туристические объекты (интересные места, а также музеи, театры и пр.). События - это фестивали, концерты, перфомансы и т. д.
Все это в избытке присутствует в российских столичных городах - Москве и Санкт-Петербурге. А что в регионах?
За 2009 год в Пермский край посетили около 600 тысяч туристов, более 16 тысяч из которых составили иностранцы. Для сравнения: Нижегородскую область в этом же году посетили около 500 тысяч туристов, а Республику Татарстан - больше миллиона.
Данные показатели, конечно, не идут ни в какое сравнение с турпотоком в «раскрученные» европейские города. В чем же дело? Здесь вспоминается известный анекдот про крысу и хомяка, когда крыса спросила у своего сородича: «Мы с тобой близкие родственники. Почему же меня все ненавидят, травят, убивают, а тебя любят, кормят, за большие деньги покупают?» На что хомяк ответил: «Все дело в промоушене».
Это, что называется, почти правда. Необходимо и быть, и казаться.
Приведу простой пример. Буквально в начале октября был на отдыхе на юге Испании - в Малаге и Гранаде. В обоих городах есть как архитектурные памятники (крепости и дворцы мавританский эпохи), так и музеи (в Малаге, например, два музея Пикассо, а в Гранаде - музей Федерико Гарсия Лорки). По всем наиболее заметным достопримечательностям этих городов (как и многих иных туристических центров) ходят «красные» двухэтажные туристические автобусы с «радиогидами» на восьми языках. Важно отметить, что остановок у данных автобусов не очень много - 10-15, то есть туристический маршрут составляет 10-15 мест, которые можно, не торопясь, посетить за день.
По большому счету, 10-15 точек есть и на карте Перми. По ним может спокойно ходить туристический автобус. Это Пермская художественная галерея / Спасо-Преображенский собор, Краевой музей, Музей современного искусства, «Музей пермских древностей», Арт-сквот на Разгуляе, Театр-Театр и «Сцена-Молот», театр оперы и балета, филармония и Органный зал с «красным человечком» и т. д.
В общем-то, уже сейчас туристам есть что показать в Перми, да и в близлежащих городах. Иное дело, что современный человек хочет не только видеть, но и участвовать. И здесь нам на помощь приходит такое важнейшее явление, как событийный туризм, суть которого проста - человек из другого города едет за впечатлениями на интересное мероприятие, при этом он оказывается втянут в круговорот других событий. В результате, приехав на концерт или фестиваль, он становится полноценным туристом со всеми вытекающими из этого преимуществами для региона.
Данный феномен прекрасно иллюстрирует история туризма в Кельне, где расположен крупнейший в Германии готический собор. Естественно, этот арт-объект всегда привлекал к себе всеобщее внимание. Однако турист наведывался в Кельн проездом - смотрел на храм, фотографировался и уезжал, не ночуя, что, естественно, существенно снижало туристические доходы. Выход нашелся очень простой: в Кельне появились музейно-выставочный центр и ряд фестивалей, что автоматически «задерживало» туристов в городе, обеспечивая необходимые для региона ночевки.
Привлечение туристов в Пермь должно осуществляться аналогично: промоушен плюс события. Информация о Перми как о туристическом центре должна быть очень доступной в других регионах и за рубежом, при этом насыщенность и продолжительность культурных событий должна возрастать. К концу 20-х годов нынешнего века мы хотим получить в год два с половиной миллиона туристов, приезжающих в Пермь на отдых. И эта задача вполне решаемая. Сколько они при этом оставят в регионе денег - посчитать несложно, достаточно каждому из нас прикинуть собственные туристические бюджеты.
резко увеличился поток туристов. До 600 тыс. человек в год.
На всякий случай циферки для сравнения: Москва, 2009 год - менее 4 миллионов туристов
www.afisha.ru/article/7683/. Им бы в Москве событий и промоушена как в Перми да посчитать всех кто транзитом едет - глядишь цифирь бы и улучшилась.