Город как пирог

Jul 17, 2015 22:10



Картиночка - снимок флипчарта со схемой, которой идеолог/руководитель в Центр Прикладной Урбанистики Свят Мурунов в Волгограде иллюстрировал свою лекцию, в фейсбуке вызвала забавные комментарии. По ним сразу стало понятно, как автор комментария воспринимает город: как планировку улиц и площадей или как социальные связи и взаимоотношения. По схеме, конечно, нельзя понять, о чем шла речь. Давайте-ка я расскажу немножко, к чему была та схема с запутанными линиями и непонятными буквами (она и тут на фото неплохо видна). Во время лекции я делала для себя пометки, не записывая буквально и дословно, поэтому за точность формулировок прошу предъявлять претензии мне, а не автору.


Итак, город - это три слоя, три уровня. Первый - это пространство, то есть застройка, рельеф. Это понятно без дополнительных пояснений. Второй слой - это социальная реальность, субъекты, которые как-то взаимодействуют между собой.
Это власть, у которой слишком часто не совпадают реальные и декларируемые цели. Это бывшие и нынешние градообразующие предприятия, у которых центр принятия решений вынесен далеко за пределы города, поэтому они вроде и здесь, и в то же время не здесь. Это средний бизнес, который строит свою деятельность без привязки к социуму, строит коробки ТРЦ, заполненные федеральными брендами. Без привязки к местному малому бизнесу, без учета покупательной способности населения. Это ему обязаны тем, что исторические центры городов сплошь увешаны рекламой. Кстати, гордумы во всех городах состоят из среднего бизнеса, а города рассматриваются как бизнес-схемы. Какое там комплексное развитие?..
Здесь и малый бизнес, который мимикрирует под асфальт: «Нас нет! Нас не трогайте!». Здесь городские медиа - как продолжение политики администрации. (Есть медиа, строящие коммуникацию в интернете, но у них узкая аудитория и неустойчивая бизнес-модель). Раньше медиа могли взаимодействовать со всеми системами и субъектами, а теперь они в жестких рамках, и читать там нечего.
Здесь университеты, на которые можно смотреть как на центры интеллектуальной жизни, стали ближе к среднему бизнесу, т. к. завязли в финансовых показателях (сколько платников поступило, какой доход…). К тому же только 10% их контента имеет прикладное значение, на нем можно жить, а остальные 90% - это такая вещь в себе, наука ради процесса. Здесь общественные организации, которые заняты купированием социальных проблем. Например, экологи, которые собирают детские рисунки на темы экологии, но не влияют на строительство очистных сооружений.
Неформальные городские сообщества - субъект, который исследователей в российских городах порадовал. Их сейчас 150 видов, а ценность в том, что они самоорганизованы и проявляют себя через события в городе. Но они разобщены, так как не понимают как могут взаимодействовать.
Заметно, что количество конфликтов в городах превышает количество субъектов. Много отрицательных связей. Все со всеми что-то делили и не поделили. И во всех городах 80% людей ни с кем не взаимодействуют. Это такие городские пассажиры. Они здесь работают, спят, едят, но никак себя не проявляют.
И вот, наконец, третий слой - это культурный код города, его истории, легенды, мифы, обычаи. Они существуют в виде цепочек и взаимодействуют с нами. Но цепочки рвутся, 1917 год порвал одни и создал новые, 1992-й тоже... Сейчас мы видим, что уже целые поколения выращены на самых примитивных кодах, коротких цепочек вроде радости от сотового телефона. Фрагментарность цепочек никого не вдохновляет и не объединяет. Проще спроектировать пространство из бетона и стекла, построить дорогу, чем спроектировать деятельность и смыслы.
Цель городских сообществ - формирование и предложение новых смыслов, поддержание и формирование уникальности. Если в городе есть культурный код и связанное с ним сообщество, оно проявляет себя в пространстве. В неформальных сообществах состоят 7-10% горожан, и продукт их деятельности - это событие. Они не могут выстроиться в иерархию, создать общий фонд, союз, ассоциацию. Сеть городских сообществ - мерцающая, ее нельзя зафиксировать, она медленно меняется, и ни одно из сообществ не сопоставимо по ресурсам с властью или бизнесом. Но вместе они могут выходить на диалог с властью - это мягкая сила.

городская среда, город

Previous post Next post
Up