Точка опоры, чтобы перевернуть город

Oct 22, 2014 22:55

В Волгограде уже пятый раз прошли Шабунинские чтения - научно-практическая конференция "Альтернативы регионального развития", посвященная памяти супругов Шабуниных. Иван Петрович был нашим первым губернатором, это человек энциклопедических знаний, большой культуры. Он умел видеть альтернативы, поэтому второе название конференции - "Альтернативы регионального развития". А Иветта Михайловна - доктор экономических наук, учитель и потрясающей души человек. Как говорится, "таких больше не делают". Здесь есть посты о ней по тегу "великие женщины нашего века".
Так вот, в "Российской газете" была опубликована статья о конференции, но, во-первых, этот выпуск не выкладывается в интернете, во-вторых, там сокращенный вариант. И я попросила автора разрешить опубликовать полную версию в блоге. Что сегодня и делаю.



В Волгоградской области творческое предпринимательство становится фактором изменений в экономике

Ксения Бурменко, Волгоград
Целый пул ярких современных ученых, бизнесменов, госслужащих, общественных деятелей из России, Польши, Таджикистана, Армении искали в Волгограде "альтернативы регионального развития". В каком направлении, а главное, как двигаться, если с экономикой "не очень", бюджет дефицитный, а горожане предпочитают покинуть город и отправиться на поиски лучше доли туда, "где нас нет". Проблемы, с которыми сталкиваются муниципалитеты сегодня, похожи, что в Европе, что в России, а значит, и принципы их решения могут быть общими.


- Работая над программой, мы постарались уделить особое внимание и вопросам стратегии развития городов, - отметил руководитель проекта, председатель оргкомитета конференции «Альтернативы регионального развития» Дмитрий Грушевский. - Специально для руководителей структур государственной власти и местного самоуправления мы пригласили экспертов из Польши Йоланту Копечь и Михала Фурманека, которые поделились опытом проектирования и создания городской среды, улучшения уровня жизни в индустриальных городских районах. Решение многих вопросов связано сегодня с культурой в широком понимании: культурой места, лидерства, принятия экономических решений. Так как именно культура, как показывают исследования последних лет, определяет конкурентоспособность территорий. Но главное - это человек; эта тема потерялась как-то в последние годы, но именно человек преобразует все.

Как это работает "у них"? Взять, к примеру, Люблин - один из крупнейших польских городов, бывший когда-то центром автомобильной промышленности, не сумевшей пережить 1990-е годы. Кто сегодня знает польские автомобили? Никто. Автомобилестроение в Люблине умерло, но город успешно живет и развивается, более того, переживает настоящий ренессанс городского масштаба.

- Когда мы, наконец, осознали, что промышленный потенциал Люблина потерян, задумались: а что же может его заменить? В чем уникальность нашего города? - рассказывает Михал Фурманек. - Ответ, в общем-то, лежал на поверхности: в безопасной среде, комфортной инфраструктуре и большом количестве учебных заведений. В городе, население которого насчитывает 350 тысяч человек, 80 тысяч студентов, которые дают работу 20 тысячам горожан. То есть Люблин - город академический. Академический потенциал делает возможным пересечение науки, культуры и бизнеса, на стыке которых возникает креативное предпринимательство.

Самое главное в развитии - тот самый пресловутый "креативный класс", представителей которого обыватель считает дармоедами, а ученые - одной из важнейших составляющих постиндустриальной экономики. Фурманек к креативному классу относит не только "творческую интеллигенцию", но вообще всех тех, кто "работает мозгами".

- Это те люди, которые могут стать основой будущего. Производство? Можно, но важнее концепт, а его создает креативный класс, - убежден Фурманек.

И тогда власти Люблина начали искать, поддерживать и продвигать различных "чудиков", умеющих генерировать нестандартные идеи и способных стать своего рода визитной карточкой города. Среди них, например, керамист, фотограф, специализирующийся на макросъемке, конструктор эксклюзивных велосипедов, дизайнер одежды, кукольница, переплетчик... При этом Фурманек подчеркивает, что власти поддерживают не всех подряд "свободных художников", которых "везде много", а тех из них, кто на основе своих идей сумел организовать успешный бизнес. Так, в их числе оказалась женщина, создавшая ферму по выращиванию насекомых для зоомагазинов - вполне оригинальная идея.

С еще худших позиций стартовал городок Пётркув-Трибунальски, но там власти пошли несколько по иному пути - в первую очередь создания комфортной городской среды и параллельно - возрождения социальных, культурных, бизнес-связей - опять-таки через человека, для человека. «Развивать город только силами чиновников невозможно, это можно сделать только вместе с людьми», - говорит представитель города Йоланта Копечь. Преобразования, по ее мнению, должны быть направлены не на туристов или инвесторов, а прежде всего на самих горожан. Кроме того, пошли по пути "смешения статусов" и перенесли муниципальные органы управления в "непопулярные", заброшенные кварталы ("переселиться из дворцов в пустыни").

Как такой подход работает у нас и работает ли вообще? Уж чего-чего, а "чудиков" в России хватает. Но может ли у нас креативная идея дать толчок экономике целого города? По такому пути развития в Волгоградской области пошли Урюпинск и Камышин.

Урюпинск вот уже 15 лет пытается "раскрутиться" как столица российской провинции, даже бренд соответствующий зарегистрировали. Было время, когда урюпинцы обижались на анекдоты о них и провинцией быть никак не желали. Пока не появился человек, осознавший, что провинциальность - "фишка", а сделать городу в буквальном смысле "козью морду" - благо для всех. Это по инициативе первого мэра Урюпинска Валерия Сушко в Урюпинске, центре пуховязания в России, поставили памятник козе, ставший визитной карточкой города, открыли музей козы, начали проводить фестиваль пуха. Да и сам Сушко не стеснялся появляться на публике в галстуке с изображением коз. И вот когда урюпинцы перестали стесняться своей провинциальности, появились основанные на этом бизнес-идеи и даже первые робкие результаты их реализации. Речь не только о местном пуховом промысле, но прежде всего о сувенирах, майках с надписью "Брошу все и уеду в Урюпинск" производства урюпинской трикотажной фабрики. А несколько лет назад местные предприниматели оборудовали единственный в Волгоградской области горнолыжный склон - чем не точка притяжения? Параллельно начали появляться и частные мини-гостиницы - тоже своего рода индикатор развития.

По такому же пути пошел и Камышин, официально зарегистрировавший бренд арбузной столицы России. Ежегодно в Камышине проходит арбузный фестиваль, на который съезжаются гости из Волгоградской, Саратовской областей. Фестиваль дал толчок развитию народных промыслов.

Вещи сходного порядка - участие волгоградских городов в проектах "Сказочная карта России" (Дубовка как родина старичка-дубовичка) и "Вкусная карта России", хотя, возможно, и менее раскрученных на местном уровне: "прокукарекали и забыли".

Несколько по другому пути пошла Алексеевка - здесь нет брендов, зато власти, как в Пётркув-Трибунальски, начали с создания комфортной городской среды, и занимаются этим уже 10 лет. Райцентр Алексеевка сегодня - самый благоустроенный и комфортабельный городок в Волгоградской области, с ровными дорогами, удобной планировкой, идеальной чистотой и "ландшафтным дизайном" на улицах, только мало кто об этом знает. Алексеевку пока не продвигают как объект массового туризма, хотя здесь есть, что показать: практически нетронутый "цивилизацией" край с самой чистой рекой в Европе - Хопром, озеро с уникальными плавучими островами, казачья станица с красивейшим старинным храмом... Чего не хватает? А не хватает как раз предпринимательской инициативы "снизу": в Алексеевке единственная малокомфортабельная гостиница да "постоялый двор", и ни одного заведения общепита, где можно было бы попробовать блюда местной казачьей кухни, интереснейшей, между прочим, которыми так охотно алексеевцы угощают гостей у себя дома.

Как оценить "экономический эффект" от раскрутки креативных бизнес идей, социально-культурных проектов? Практически невозможно. Но если учесть, что большинство из них реализуются в сфере малого бизнеса, и посмотреть на показатели социально экономического развития, то окажется, что плетью обуха перешибить пока не удалось: по-прежнему промышленность создает основной "продукт" и наполняет бюджет. В том же Урюпинске, по данным администрации города, на долю промышленности приходится больше 80 процентов произведенных в городе товаров и услуг. Примерно такая же ситуация и в Камышине. Это не значит, что нужно отказываться от изменений с помощью культурных и социальных проектов, просто сейчас период, когда должен произойти перелом в сознании жителей региона.

Мнение
Анна Степнова, ведущая панельной дискуссии «Новые лидеры городского развития: механика перезагрузки элит»:

- Во время дискуссии мы пришли к выводу, что необходимо собрать вместе людей, которые занимаются проектами, влияющими на городскую среду. Тогда эти проекты получат кумулятивный эффект и будут замечены и властью, и горожанами.

Одна из идей, которую мы обсуждали, «народный ремонт музея». Дело в том, что Волгоградский музей изобразительных искусств начал ремонт выставочного зала на улице Чуйкова, деньги кончились, ремонт остался. Деньги можно попробовать собрать через краудфандинговую платформу, стройматериалы - получить у спонсоров, а волонтеры окажут помощь физически, трудом. Волгограду необходимо новое черкасовское движение (добровольческие бригады, созданные по инициативе воспитателя детского сада Александры Черкасовой, трудившиеся на восстановлении Сталинграда). Без непосредственного, физического участия горожан ничего красивого и нового не построить. Сейчас необходимо показать власти, что за идеей стоит действие, общественность. Тогда власть откликается лучше.

Еще одна задача, также связанная с нашим музеем изобразительных искусств, раскручивать идею «Машков - гений места». Наследие Пабло Пикассо оценивается дороже, чем капитализация «Газпрома». А Илья Машков - один из самых дорогих художников русского авангарда. Между тем, у нас вторая по величине коллекция его произведений в мире. А кроме Машкова - Айвазовский, Шишкин, Коровин… Никто никогда не проводил такой работы, но при грамотной оценке окажется, что музей - самое дорогое волгоградское предприятие.

И третье - нам нужно общаться, разговаривать друг с другом. У Волгограда есть шанс изменить свое развитие. Если верна теория, что для изменений достаточно пяти процентов активного населения, то у нас, в миллионном городе, в эти пять процентов попадает настоящая элита (Йоланта Копечь предлагает называть этих людей креативным капиталом города). Зачем это все нужно? Да просто люди, вовлеченные в городские сообщества, всегда счастливее не вовлеченных; у них больше точек общения, приложения сил и возможностей для самореализации, чем у тех, кто живет по схеме «дом - работа - дача - дом».

предприниматель, городская среда, креатив, город, брэнд/бренд региона, креативный город, губернатор, великие женщины нашего века

Previous post Next post
Up