В среду одним днем слетала в Москву - мероприятие было в 16, до того уйма времени, которое я решила провести... в ГУМе.
Но не ради шопинга, а ради выставки костюмов из коллекции Александра Васильева. Не знаю, надо ли его представлять? "Модный приговор" или "Красота в изгнании" - кому что ближе.
А я его помню со своих отроческих лет, когда о нем, тогда, кажется, студенте или даже школьнике написал журнал "Юность". Этот журнал мы выписывали, не помню, что там находили мои родители, но именно там я читала самую лучшую современную прозу. И был там очерк под названием "Никуда не деться от Сани Васильева" - про его страсть к коллекционированию старинных вещей. Еще школьником он шарил по руинам сносимых в Москве домов, собирая хлам, который владельцы не взяли с собой в новые "брежневки". Меня тогда поразило, что старые трамвайные или театральные билеты могут представлять какую-то ценность. Про другое уже была в курсе: мой папа одно время пережил похожее увлечение, он выменивал антикварные вещи на что-то более-менее пригодное для жизни. Как-то принес домой шикарные стенные часы. Но они у нас не прижились: часы были с боем и в нашей двухкомнатной квартирке выдержать такое не было никакой возможности. Подсвечник остался, но особой радости тоже не принес, видимо, он сделан под восковые свечи, которые горят по-другому, не так, как нынешний парафин. Нижняя часть у подсвечника узковата, и парафин стекает не на нее, а прямо на стол. Надо какое-то блюдечко подставлять. В общем, опыт начинающего любителя антиквариата - не такое уж простое дело. А вот у Васильева получилось.
Просмотр выставки предлагаю начать в хронологическом порядке - с самого старого. Под катом - еще более 60 фото. И это я еще не пошла на галерею, где, как я подозреваю, расположились 80-е и 90-е...
На выставке хорошо видно две вещи. Во-первых, как развивалась легкая промышленность - от ручной работы к массовому производству и обратно. Во-вторых, как упрощались наши наряды.
Все эти шляпки и пелеринки ушли в прошлое.
Хотя шляпу я еще носила сравнительно недавно. Но в общественном транспорте она мешала, а в машине она просто не нужна.
Единственное, что почти не изменилось, это сумочки.
Ну разве не прелесть: сумочка-муфта? Муфта, кстати, умерла, наверное, навсегда уже.
Шляпу с вуалью еще можно встретить и в нашей жизни. Как-то я была в гостях на даче у Иветты Михайловны Шабуниной - наверное, последней гранд-дамы нашего времени. Мы с ней собирались в гости на соседнюю дачу - на день рождения. Она решила, что ее шляпа выглядит слишком прозаично для такого случая, - надо пришить на нее вуаль. И ведь пришила. Правда, к столу мы опоздали часа на два, но она сказала: спешить нужно к постели больного, к столу можно и опоздать.
Была еще попытка завести традицию приезжать в шляпах на скачки, которые устраивали в Садах Придонья. Но не прижилось. Однажды я отправилась туда в длинной юбке и шляпе. Шляпу пришлось оставить в машине, а юбку завязать узлом на коленях, потому что удержать все это великолепие на нашем ветру не было никакой возможности.
В начале прошлого века дамы еще держат марку...
Интересно, сколько стоили те кружева?..
Сумочка!... Мечта!
Хоть садись вышивать...
В таких платьях уже можно и на работу...
А вот такую шляпку мне ничуть не жаль. Мне не идет, да и вообще мало кому.
Наступают 30-е - и женская мода становится все ярче.
Хотя отголоски классического "гламура" (тогда не было такого слова) еще видны...
К такой рубашке нужен манекен с лицом Н. С. Хрущева. Хотя у моего папы есть почти такая же. Он ее надевал раньше раз в году - новый год встречать.
Шляпки еще не сдаются!
И наступают сороковые - роковые...
Женщины - тоже роковые...
Какие туфельки!
Видно, что благосостояние советского народа начало расти.
Не могу представить такое на себе... Вишенки-ранеточки, бантики-цветочки...
Чья жена так одевалась? Директора гастронома?
Мммм, а туфельки-то у нее...
Или это актрисы из столичного театра?
Ах, ранеточки - ранят прямо в сердце!
И еще одно десятилетие позади...
Ярче, легче!
Но ранеточки еще держатся! Буквально из последних сил...
И снова сумочка расстраивает... Хочу...
Женщины учатся раздеваться на публике.
Плечики голые, но руки - в печатках.
Где я этого набралась, не знаю, но мне всегда казалось, что именно так и должна выглядеть красиво одетая женщина: узкий лиф и пышная юбка.
О том, что это диоровский "нью лук", я узнала значительно позже.
Нет, сумочки точно не устаревают. Вот она, вечная ценность моды - сумочка!
60-е представлены скромно.
70-е лишь чуть богаче.
2014-й можно было и не представлять отдельно - его и так немало в витринах.
Интересно, что из нынешней моды останется в коллекциях ценителей будущего? Колье-воротнички?
Вышивки, почти неотличимые от тех, что носили век назад?
Или вот такая шапка с кокардой?
Задумалась над своим гардеробом: а есть ли у меня одежда, так точно и емко отражающая дух времени и моды, что ее стоило бы сохранить для чьей-нибудь коллекции? Пока ответа не нашла. А у вас, барышни? Есть платье, которое надо сберечь и оставить будущей внучке? Для коллекции какого-нибудь нынешнего Сани Васильева, который пока еще под стол пешком ходит? От него ведь никуда не деться.