И еще про наши дороги: мнение эксперта

Dec 09, 2013 22:16

Неделю назад я опубликовала схемы перспективного развития дорог в Волгограде - здесь и в клубе блогеров. Очень много дельных комментариев, в которых я еще планирую разобраться. Надо систематизировать высказанные предложения. Но уже сразу, навскидку, можно отметить два момента.
Первое - очень большую заинтересованность в электричке - как постоянном и предсказуемом общественном транспорте для длинных перегонов, а также автобусах большой вместимости с вменяемым графиком движения. Второе - всеми отмечено, что удобство пешехода схемами не предусматривается. Причем в глобальном смысле - схемы, во-первых, не учитывают удобство для тех, кто хочет уехать, скажем, из центра в Кировский, во-вторых, планы строительства нулевых рокадных дорог пугают тем, что город лишится даже тех выходов к воде, которые остались после строительства заводов по всему побережью.
Похоже, что пешеходам надо создавать свое общегородское лобби, чтобы отстоять свои права на комфорт. Хотя этот комфорт должен рассматриваться как часть городской стратегии: если все заточено под автомобили, значит, жить в городе без автомобиля - невозможно, никуда не попадешь и никуда не успеешь. В результате машин будет становиться все больше, и никакое дорожное строительство за этим ростом не успеет. Готовы ли мы стать эдаким Лос-Анджелесом, где даже тротуары не предусмотрены?



Так вот, я попросила прокомментировать наши грандиозные планы Илью Шафранова из экспертного центра Пробок.нет, в ЖЖ - mousemaster2012. А пока мы переписывались, подоспели и схемы строительства 3-й Продольной...


Наконец добрался до нашей темы.
Пишу по почте, потому что в ЖЖ уже два раза мои комментарии исчезали.
Основная идея планируемой реконструкции - обеспечить надежное автодорожное сообщение Кировского и Красноармейского районов с центром города путем создания новых маршрутов, дополняющих перегруженную 2-ю Продольную. Идея правильная. Однако некоторые вещи не продуманы (или результат продумывания не попал в презентацию).
1. Функциональное разделение дорог. В крупных городах необходимо иметь так называемый второй контур улично-дорожной сети. Это магистрали, предназначенные исключительно для быстрого перемещения автотранспортом на большие расстояния. Такие трассы не предназначены для обслуживания прилегающей территории. На них не может быть светофоров, пешеходных переходов (кроме внеуличных), въездов во дворы. Все пересечения с другими дорогами делаются в виде многоуровневых развязок. Считается, что таких дорог должно быть по одной на каждый миллион жителей города. Значит, для Волгограда нужна одна такая дорога, и на эту роль хорошо подходят 3-я Продольная. Если превратить ее в полноценную автомагистраль (с разрешенной скоростью 110), протянуть вдоль всего города и соединить со всеми въездами в город - на нее уйдет весь транзит, а на городских улицах останутся только местные потоки.
На схеме 3-я Продольная возникает из ниоткуда и уходит в никуда. Соединения с существующей сетью не видно. Может быть, эти соединения есть на каких-то других схемах, которые до меня не дошли?
2. Ничего не делается для развития общественного транспорта. Перетасовать маршрутки по центральным улицам - это не развитие. В городе есть главное магистральное направление - из центра в Красноармейский район, соответственно, на этом направлении нужен магистральный транспорт. Тянуть туда трамвай не предлагаю: огромные затраты с неоднозначным эффектом. Как я уже писал, идеальным вариантом мне представляются частоходящие электрички. Понимаю, что дело сложное прежде всего организационно: РЖД - крайне неповоротливая компания. Но грядет ЧМ-2018, может быть, под это дело можно протолкнуть вопрос на федеральном уровне?
Пока вопрос с электричками висит - реальным выходом из ситуации является пуск больших часто ходящих автобусов по 2-й Продольной. Или, может быть, они уже есть? Я прошлой зимой не обнаружил, одни маршрутки ходили. Полноценный муниципальный транспорт предусматривает, что пассажир должен иметь возможность узнать о существовании этого автобуса и его расписание из официальных источников, а не путем выспрашивания других пассажиров. У вас на трамваях и троллейбусах есть очень хорошая система оповещения по СМС - всегда рассказываю коллегам, как в Волгограде хорошо сделано, а у нас в Москве до сих пор не могут. Вот эту систему надо распространить и на муниципальные автобусы, чтобы пассажир знал: автобус придет, допустим, через 4 минуты, а не должен был высматривать маршрутку в потоке. И проездные билеты должны действовать.
Магистральный автобусный маршрут обязательно должен иметь пересадку на скоростной трамвай.
С магистральным ОТ связана еще одна важная вещь. Я слышал (от Надежды Хорт, нашей студентки из Волгограда), что у вас принят генплан, предусматривающий вывод ряда заводов с берега Волги в Кировском и Советском районах, а освободившиеся площади будут пущены под жилую и коммерческую застройку. Не буду спорить о том, нужны ли Волгограду заводы - вероятно, нужны, но не в том количестве, как сейчас. Но надо учесть следующее. Бизнес любит места с хорошей транспортной доступностью, в том числе общественным транспортом (а под строительство торговых центров - в первую очередь общественным транспортом, ибо ОТ перевозит большую часть жителей). Соответственно, от того, какой вид ОТ будет выбран в качестве магистрального, зависит, какие точки в городе станут наиболее выгодными для строительства объектов бизнеса. Выберете электричку - лакомые точки будут у станций электрички (как у нас около метро). Решите усиливать автобусное сообщение - бизнес будет расти вдоль 2-й Продольной (увеличивая на ней пробки - значит, в этом варианте крайне необходима 3-я Продольная как объездная трасса).
3. О дороге вдоль берега Волги (0-я Продольная, набережная Высоцкого). Такая дорога нужна. Но ее надо увязать с преобразованием территорий и пониманием того, где будут зоны отдыха. В таких зонах дорогу надо отодвинуть от берега, а сама она должна быть узкой, извилистой и неудобной для транзита (но удобной для подъезда в зону отдыха, и с хорошими парковками). Функциональное разделение: транзит - по транзитной 3-й Продольной, местный поток - по местным улицам.
4. Надо делать больше пересечений железной дороги, особенно разноуровневых. На схемах я вижу одно новое пересечение - в конце набережной Высоцкого. Это будет эстакада или прокол? Но одной этой точки мало, надо еще. Особенно если пустить часто ходящие электрички - существующие переезды заткнутся, нужны будут проколы чем чаще, тем лучше.
5. Вызывает некоторое опасение конец улицы Генерала Шумилова, где она безальтернативно выходит на 2-ю Продольную. Не превратится ли путепровод в бутылочное горлышко? Я бы подумал о такой конфигурации: тут ссылка на карту с предлагаемой схемой.

А вот схемы, которые я послала Илье.





И его комментарий.

И относительно обнародованных схем строительства 3-й Продольной. Надо бы так: категория дороги: I-а (автомагистраль), расчетная скорость движения - 150 км/ч. И развязки такие клеверного типа в развитых странах уже не строят, а у нас на МКАДе перестраивают в более правильные, которые не затыкаются.
Финансируется это из федерального бюджета? Хорошо бы объяснить федералам, что стяжку направлений на Саратов, Москву, Ростов, Элисту и Астрахань надо делать сразу по высшему разряду. Чтобы потом не тратить еще сколько-то миллиардов на перестройку.

Буду рад, если от этого будет какой-то толк.
На самом деле я уверен, что в Волгограде многие понимают, что надо и отделять транзитный трафик от местного, и развивать общественный транспорт. И при этом знают город намного лучше, чем я. Но если их не слушают, а послушают меня - пусть лучше так, чем никак.

Волгоград, дороги, город, власть

Previous post Next post
Up