Вчера в Первом драматическом театре снимали сюжет для Первого канала.
Замысел был такой. Театр поставил по воспоминаниям детей, переживших Сталинградскую битву, спектакль «Украденное солнце». Многие из авторов этих воспоминаний живы, с некоторыми из них артисты встречались, когда готовили постановку. Кто-то из соавторов спектакля был и на премьере. И для съемок сюжета пригласили двоих гостей - людей, чьи воспоминания дали материалы для спектакля, чтобы они оценили, прокомментировали, как театру удалось передать их эмоции, переживания. Оказалось, что гости и сами в прошлом были связаны с театром.
Раньше я
писала, что пьесы не было, были записанные на бумаге и диктофоне воспоминания тех, кто детьми оказался в огне Сталинграда. Артисты читали и слушали эти воспоминания, выбирали фрагменты и складывали из них хронику Сталинградской битвы детскими глазами.
- Побежали смотреть немцев. Ребята кричат: «Смотрите, немец!» Я всматриваюсь и никак не могу увидеть «немца». Они видят, а я нет. Я искала большую коричневую чуму, которую рисовали на плакатах, а по полотну железной дороги ходят люди в зелёной военной форме. В моём понятии враг - фашист должен иметь облик зверя, но ни в коем случае не человека. Я ушла, мне было не интересно. Впервые я была глубоко обманута взрослыми и никак не могла понять, почему же «люди» так жестоко бомбили нас, почему эти «люди» так ненавидели нас, что заставляли нас голодать, превратили нас, именно нас, сталинградцев, в каких-то загнанных, напуганных зверушек?
Вот они, наши гости.
Фотографировала контрабандой. Нас с продюсером театра Андреем Гуревичем никто на съемки не звал, мы пришли из любопытства, с условием - не мешать. Но я все-таки мешала - убрать звук у фотоаппарата я не умею. На каждом кадре он квакал, и я боялась, что меня выставят. О вспышке и речи быть не могло. Тем не менее, эмоции участников этой встречи запечатлеть удалось.
Владислав Иванович Мамонтов - человек, настолько известный в Волгограде, что, например, археологи о нем говорят - «тот самый Мамонтов». Он - профессор, доктор исторических наук. Мы с ним знакомы, он посвящал меня в археологи (это было шуточное посвящение, конечно) и даже подарил свою книжку. А вот о том, что он - дитя Сталинграда, я не знала. В спектакле много фрагментов из его воспоминаний. Причем удивительно ярких и светлых. Когда он смотрел «свои» фрагменты, то все время слегка кивал головой, как будто слушал студентов, правильно излагающих усвоенные уроки.
Когда он давал интервью, я обратила внимание на его артистизм. Среди вузовских преподавателей много хороших ораторов, но здесь было явно большее, и на самом деле это так и есть: Владислав Иванович учился актерскому мастерству. Кажется, я не могу передать свою радость от общения с ним.
Зинаида Александровна Сенина в детстве хотела стать балериной, занималась в студии при ТЮЗе, но стала хирургом. В начале она была несколько сурова. Но потом разговорилась и, глядя во взволнованные лица артистов, которые слушали ее, затаив дыхание, оттаяла. Уходила она, кажется, совершенно счастливая.
Да и Владислав Иванович сегодня сказал, что был в эйфории после вчерашней встречи.
Посмотрите на лица артистов - и вам все станет ясно.
Завтра участвую в автопробеге, идея которого родилась из плана показать «Украденное солнце» в райцентрах области. Завтра театр будет в Калаче-на-Дону и Суровикино, в воскресенье - в Иловле и Фролово.
Юбилей Сталинградской победы празднует вся страна, и, конечно, в ближайшие дни в моем блоге тоже будут записи на эту тему. Завожу даже специальный тег - Сталинград-70.