Многоуважаемый шкаф

Jan 17, 2013 22:59

Когда мы взрослеем, старые вещи нравятся нам все больше. Бабушкины платья уже называются не «обноски», а «винтаж», на парады ретро-автомобилей собираются толпы зрителей. А вот реставрация антикварной мебели - увлекательное занятие, хотя и очень хлопотное. Испытано на себе! Что было особенно удобно: опыт получен на даче у друзей. Дома мне этот шедевр все равно некуда поставить. Так что процесс для меня оказался важнее и приятнее итоговой возможности владения.




Консультант Школы народной реставрации Золтан Берегсаси, с которым я советовалась, замечает, что раньше к вещам относились бережно: старались по возможности починить, но ни в коем случае не выбрасывать, не только из-за бедности, но и потому, что к этим вещам были привязаны эмоции.
- Сейчас проще выбросить и купить новое. То же самое происходит и между людьми: мы всё реже стараемся исправить испорченные отношения. Как сейчас делают ремонт? Всё пластиком обшили, легко и дёшево сделать, просто помыть. Но пластик реставрации не поддаётся, он её не достоин. А вот дерево - достойно. Это живой тёплый материал, который при правильном уходе будет служить многим поколениям. Причём затраты на реставрацию могут быть минимальные, просто нужно труд приложить, а еще нужны воспоминания, связанные с этим предметом, - и любовь.




Такие шкафы есть в краеведческом музее каждого района: черные, с резьбой на дверцах. Война жестоко прошла по Волгограду, с антиквариатом у нас не густо, ни одного магазина со старой мебелью, как в Астрахани или в Саратове, здесь нет. Зато в соседнем райцентре люди сразу откликнулись на объявление в районной газете. Предлагали столы, трюмо, сундуки. Сундук - это заманчиво, и отдавали-то их за тысячу, или как тут говорят, - за рубль. Но они окованы ржавыми металлическими лентами, их надо снимать, чтобы отчистить, а металл - это мужское дело. От трюмо тоже отказываемся - старинное зеркало в доме не для впечатлительных дамочек. А вот буфет берем: 5 тысяч рублей за такое сокровище показались вполне приемлемой суммой. Правда, у шкафа потерялась верхняя резная накладка, похожая на кокошник. Но и без нее он смотрится достойно.




Привезли, отмыли, полюбовались - и вперед! Первым делом сняла все, что можно снять: планки вдоль створок дверей, ручки, окантовку замочных скважин. Буфет состоит из двух частей, верхняя снимается, можно чистить их по отдельности. Проклинаю прежних хозяев: нет бы прибить отвалившуюся ручку махоньким гвоздиком, так нет же, вкрутили шуруп с палец длиной, а торчащий в выдвижном ящике конец загнули сикось-накось. Эх, сколько же крови в этом ящике пролито, наверное…
Следующая задача - отчистить краску. Шлифовальная машинка в хозяйстве имеется, подбираю наждак покрупнее, надеваю респиратор - и вперед. Хорошо, что дача недостроенная, да и во двор можно выйти, а если такое делать в городской квартире - проклянет не только семья, а весь подъезд. Но… пыль столбом, а краска на месте. Меняю технологию: круговая резиновая насадка на электродрель накрывается кругом из наждачки - и поехали!




Дело пошло веселее.




Под черной краской обнаруживается толстенный слой рыже-коричневой. Когда я училась в школе, такой красили полы. Есть и прилипшие газеты, даже можно прочитать - это «Сталинградская правда». Еще глубже обнаруживается слой красноватого лака. И какой же он прочный!
На дворе +30, у меня из-под респиратора градом льет пот, пыль летит в глаза.




Нет, так тоже не годится…
Вот тут и пошли расходы!




Спасибо тому, кто изобрел гель-растворитель для старой краски: намазываешь кистью, ждешь, сколько положено по инструкции, а потом шпателем слои краски снимаются лентой - одной удовольствие! Правда, работать нужно в перчатках, если капля адского раствора попадает на кожу - сразу ожог. Из-под слоев краски появляется нежная плоть дерева. Какое красивое! Плоские поверхности отчистила быстро, а с резьбой провозилась несколько недель. То, что сделано на токарном станке, очищала крошечными резцами - в художественном салоне они продаются для резьбы по дереву. У них разные профили - круглые, угловые, пригодился почти весь набор.




Ручную резьбу чистила стеком скульптора - с одного конца острая лопаточка (такая была у мамы в маникюрном наборе), с другой - шильце. Что-то похожее есть и у стоматологов. И каждую складочку, каждую щелочку проходим по несколько раз, потому что лак на удивление качественный. Зато какой результат! Невнятные завитушки, заплывшие слоем краски, оказались жар-птицей, сидящей на цветущем дереве. И ведь каждое перышко, каждый лепесток нужно было отчистить! В итоге на шкаф ушло 10 банок геля по 150-180 рублей. Рублей 500 - на инструменты: куча кисточек, стеки, резцы, наждак. Еще понадобится шпаклевка по дереву, это в пределах 100 рублей. Гвоздики не считаю, их специально не покупала.




Самый приятный момент - покраска. Цвет подбирала долго. Хотелось, чтобы он был не однозначным - бежевым или розовым, а таким, чтобы сразу нельзя было сказать, какого он цвета. Смешивала в банке несколько цветов, в итоге получилось - при разном освещении шкаф выглядит совсем по-разному.




А вот за фурнитурой пришлось побегать: купить ручки под старину - целая история. Сколько угодно бронзы, но под серебро нет ничего. Поэтому от идеи дорабатывать шкаф серебряной поталью пришлось отказаться. Замочные скважины на дверцах пришлось забить и зашпаклевать, потому что фурнитуры для них нет.

Финальный аккорд - подчеркнуть резьбу бронзовой фольгой. И не листиками, а мятые кусочки в коробочке, так дешевле. Но под нее, оказывается, нужен специальный состав - мордан...




И тем не менее… Все, открывайте шампанское!

личное дело, ручная работа

Previous post Next post
Up