В воскресенье внезапно поехала в Калмыкию. Как говорится, ничего не предвещало. Отмахала за рулем 400 км, на обратном пути не упустила возможности заблудиться, потому что подорвавшая меня на эту поездку семья Сена отправилась в другую сторону - в Элисту. Хорошо еще, что не заблудились по пути туда, это было бы совсем грустно - потеряться в степи, где у меня не было даже мобильной связи (спасибо билайну еще раз). Ехали на открытие Субургана (ступы) Победы в Кетченеровский район Калмыкии.
Ступа - это культовое сооружение буддистов. Такое место силы. Чтобы у нее была эта сила, в основание закладывают всякие ценные вещи - это могут быть как драгоценности, так и милые чьему-то сердцу фотографии или письма. Важно, что строится ступа общими силами, вскладчину. На открытии продавали буклетик, где можно было прочесть все про ступу, а в конце на нескольких страницах мелким шрифтом перечислены имена всех, кто хоть как-то участвовал в ее строительстве. Ступа стоит на холмике, усыпанном галькой. Я видела, что некоторые приходили с камушками в пакетике и разбрасывали там - это тоже форма участия. Таких ступ по Калмыкии стоит уже под восемь десятков. Есть и в Волгоградской области - в Светлоярском районе. Они не только обозначают присутствие буддизма на территории, но и служат для очищения ума от всяких негативных мыслей, вообще от грязи. Буддисты считают: там, где есть ступа, не будет войн и склок.
Но у этой ступы сила особая: она построена взамен старой - на могиле Джамба-Тайши Тундутова - командира 1-го Калмыцкого полка, героя войны 1812 года и представителя древнего княжеского рода. Для калмыков это не просто национальный герой, по меркам православных - святой. 1-й полк одним из первых вошел в Париж, кстати. И цевье того знамени, под которым калмыки вошли в Париж, бережно хранится у наследников, оно уцелело в сибирской ссылке, вернулось на родину и стало практически религиозной реликвией. А вот ступа на могиле Тундутова была разрушена в 1929 году и вот теперь восстановлена. 7 октября в степи у ступы собрались люди из разных районов Калмыкии. Точнее, большинство приехали еще накануне: поставили кибитки, обустроили очаги, варили баранину, молились, готовились к приезду гостей.
А мы были гостями в кибитке, где заправляла Нина Санджарыковна Уланова. По виду не скажешь, что эта общительная бабушка - известный общественный деятель, председатель Калмыцкого общественного благотворительного фонда культуры «Наследие» им. Номто Очирова - был такой ученый и просветитель, а она - его племянница. А еще она возглавляет калмыцкий культурный центр в «Старой Сарепте». На фото она сначала готовится встречать гостей, а потом - рядом с замминистра культуры Волгоградской области А. Ситниковым, они передают из рук в руки бутылку водки, а какой же праздник без нее? Только водку переставили так быстро, что она даже на фото размазалась. Пить некогда было, надо было спешить на праздник. Солнечная бабушка. Правда, от нее какой-то свет и тепло идет. К ней без конца кто-то подходит приветствовать, взрослые кланяются, а дети сразу лезут обниматься. Она даже когда шла выступать на празднике, затормозила в пути, потому что подлетел какой-то сорванец, она его обняла на скорую руку и поспешила дальше.
Там на фото рядом с ней еще один колоритный дедушка - ему в будущем году будет 90 лет. Гаря Гакович Менкенов - герой труда, был сапером, воевал до 1947 года, последнее его задание - разминирование Пушкинского заповедника. В 1942-м его семью выслали в Сибирь, тогда калмыков даже из действующей армии ссылали. Остались воевать только те, кого командиры объявляли бурятами или тувинцами. Бурятом он и числился. А в 1947-м, когда увольняли из армии, подняли дело, обнаружили, что калмык - и в Сибирь, к родне. Семья вернулась на родину только в 1958 г. А в 1971 г. ему дали звание героя социалистического труда. Дойти до ступы ему, конечно, было нелегко, но мужчины помогли.
Но вернемся к празднику.
Главным гостем был, конечно, лама. Точнее, шанджин-лама (это круче просто ламы) Тэло Тулку Ринпоче. Ему предстояло освятить ступу - вроде как ввести ее в полноценную эксплуатацию. Ламу встретили, напоили чаем и отвели работать. В своей речи перед молитвой он обратился к собравшимся: я знаю, что здесь много гостей, и не все разделяют нашу религию, но я прошу вас - помолитесь сегодня с нами, просто давайте подумаем о том, чтобы наши родители были здоровы, чтобы дети росли умными, здоровыми, сильными и (это мне особенно понравилось) «интеллектуально развивались». После религиозной церемонии начался концерт, куда и как исчез лама, я не заметила, потому что увлеклась праздником.
Началось все с маленькой инсценировки. На сцену вышел юноша (по-другому не скажешь - красив какой-то библейской красотой, только он у меня не получился почему-то), произнес речь от имени Тундутова, потом всадники, ранее встречавшие ламу, подвели ему коня - и вся кавалькада скрылась за ступой. На войну поехали. Кстати, они одеты в ту же форму, какая была у 1-го калмыцкого полка.
Потом был концерт ансамбля «Ойраты» - я их обожаю, хотя видела всего-то два раза до этого. Отсняла почти все их номера: «Кочевники», «Белая и зеленая Тары», просто народные танцы… Один из танцев был целой хореографической балладой: про то, как один из калмыков привез из Парижа любимую девушку Элен. В пути ее переодели в мужскую одежду. А ее сына все звали Французом, и от него в Калмыкии пошла фамилия Французовы. А дяденька с седой косичкой, которого я сфотографировала, пока в ожидании праздника разгуливала по округе, оказался знатным джангарчи (исполнитель калмыцкого эпоса «Джангар»). Он тоже выступал.
А пока все ждали своей очереди, артисты тусовались в степи - кормили лошадок яблоками, катались и вообще получали удовольствие. И я с ними. Сколько раз ездила в Калмыкию - каждый раз под впечатлением. И не только из-за антуража: в Европе больше ничего и близкого нет. Главное же - атмосфера общей доброжелательности. За что уважаю буддистов - за терпимость. Всех принимают, никого не осуждают, никуда не вовлекают. Тебе хорошо, ты никому не мешаешь - вот и отлично. Когда была в их главном храме в Элисте, не устояла перед гонгом. Такой огромный - захотелось услышать, как звучит. Подошел монах и тихо сказал: а у нас так не принято. И все. Конечно, я извинилась и больше ничего руками не трогала. Вот и тут - во время молитвы пошла гулять и догуляла до палатки, где монах продавал всякую всячину. Сначала молча разглядывала, потом что-то спросила, мы разговорились, а потом я спохватилась: а я вас от молитвы не отвлекаю? Монах все-таки. «Ну что вы», - ответил он и улыбнулся.
Хорошо там было. Народ улыбается, дети никому не мешают, никто не орет, детям, кстати, оборудовали целый манеж. На маты постелили такую штуку, которую я бы определила как мишень для парапланеристов - чтоб знали, куда садиться на соревнованиях. Думала, там какая-нибудь борьба будет, а оказалось - для детей. Они там и кучковались в свое удовольствие.
Печеньки у них называются борцики. Тесто жарится во фритюре. Мне тоже такие с собой дали. Нина Санджарыковна сказала: это волгоградцам! «Как же я люблю волгоградцев!» - приговаривала она, насыпая мне в коробку из-под утюга орехи и конфеты.
Если интересно о буддизме, то вот тут хорошо написано:
http://rusrep.ru/article/2012/10/02/tovarich Фотографии в альбоме «
Субурган Победы»
dpmg на Яндекс.Фотках