Существует великое множество самых различных методик развития детей, большое количество книг, статей, мнений и пр. связанных с анализом детских игр и игрушек, которые, как известно, оказывают огромное влияние именно на развитие ребенка, на становление его личности.
Особенно актуальным становится разораться в этой теме, так как на сегодняшний день, обилие и разнообразие игрушек достигает каких-то небывалых масштабов, а из-за сокращения количества детей в семье, на каждого малыша приходится большее количество игрушек, причем не редкость, когда дошколятам дарят и планшеты и каких-то монстров (которые так популярны в современных мультиках).
На мой взгляд, на эту тему очень здраво в своём видео высказалась Ирина Яковлевна Медведева - детский психолог с огромным стажем работы.
Я лишь в дополнение хочу выделить несколько важных, по моему мнению, моментов, о которых говорилось в видео:
- Игрушка должна быть соразмерна ребенку, чтобы он мог ей играть. А любимые нынче многими взрослыми огромные игрушки, которые по их мнению выражают их огромную любовь к малышу, могут служить лишь сомнительным украшением интерьера;
- Перед покупкой обязательно нужно смотреть на мордочку игрушки, чтобы она была милой;
- Кукла Барби вызывает нарушение ролевых функций у девочек. Раньше девочки играли куклами-детьми, представляли себя их матерями, заботились о них, кормили и одевали, а взрослая девушка-Барби, подталкивает девочек к игре другого плана (походам по магазинам, бесконечным переодеваниям, развлечениям и пр.);
- Механические игрушки - развлечение на 5 минут. Когда ребенок сперва видит игрушку в динамическом контексте, при утрате этой функции (по причине севшей батарейки, поломке механизма и пр.), малыш уже не будет с ней фантазировать и включать ее в ролевые игры с обычными игрушками;
- Популярные сегодня жуткие образы: скелеты, летучие мыши, черепа и пр., а так же откровенные, подчеркнуто физиологичные (есть даже с половыми органами) игрушки - растлевают ребенка;
- Дворовые игры очень важны для ребенка, особенно для мальчиков. Дети выходят во двор (к сожалению всё реже), но будто разучились играть, это произошло по причине разрыва связи, отсутствия передачи опыта дворовых игр от старших детей к младшим, ведь не редкость, когда в семье лишь по одному ребенку. Можно отметить не только положительное влияние совместных игр с другими детьми, но и двигательную активность детей, которая происходит сама собой, в процессе, без фиксации родителей на оздоровлении малыша (что по мнению Медведевой И.Я. не полезно для ребенка) с помощью движения, мол иди побегай, позанимайся на турниках, а то потом будет спина болеть;
- Для девочек важна игра в дочки-матери, нужно их учить этой игре, покупать им малышей (обращая внимание на лицо), приобретая минимум атрибутов - коляску, посуду, но не сразу, а постепенно;
- Важно приносить игрушки домой не как хлеб, очередную обыденную вещицу, а делать это редко, но с ощущением радости, неожиданного подарка. А задаривая ребенка игрушками, одежками и сладостями, родители или близкие, думая что в этой избыточной щедрости и проявляется их любовь, попросту лишают ребенка радости от приобретения новых штучек, которые они так любят.
Отрицательное воздействие компьютера на ребенка:
- Играя в компьютерные игры, ребенок не социализируется, много времени проводит дома, тогда как ему на этом этапе просто необходимо выпускать свою энергию через активное движение, уличные игры.
- Зачастую компьютерные игры изобилуют поистине сатанинскими образами, жуткими монстрами, жестокими убийствами, что приводит к «замораживанию сердца» ребенка, так как с открытой душой спокойно воспринимать такие образы просто нереально. Позднее же, очень трудно, если не невозможно вернуть чувство сострадания, заботы, взаимовыручки и любви у ребенка. Естественно подобные игры имеют возрастной ценз, но разве реально отследить в какую конкретно игру будет играть ребенок без вашего присмотра, особенно если друзья успели похвастаться тем, что играют в игры 16+ и что им родители разрешили играть в такое.
- Долгое время играя в игры, у ребенка притупляются такие чувства как: человеколюбие, любознательность, трудолюбие и миролюбие - исчезает способность любить, а насильственный отрыв от компьютера приводит к мощным вспышкам агрессии.
- Жестокие игры - форма геноцида для человечества.
- Дети примитивизируются.
- Невозможность отследить в какой момент ребенок работает за компьютером, учится, а в какой играет. Компьютер бесспорно очень полезный инструмент, но, допустим, топор так же является полезным, но это не значит, что нужно как можно скорее давать его маленькому ребенку.
Рекомендация борьбы с компьютерной зависимостью у детей в данном случае одна - резко изъять компьютер (и полумеры тут не годятся, так же как и постепенное уменьшение времяпровождения за компьютером), не поддаваясь на беснование ребенка, его угрозы и агрессию.
Присущая некоторым детям агрессивность, должна удовлетворяться не жестокими играми, а переходить в возвышенные формы, а именно героизм, который и является возвышенной формой агрессии, по мнению Ирины Яковлевной, а в данном случае она советует посещать военно-патриотические клубы.
Я постаралась выделить основные моменты из данного видео, но более полно можно ознакомиться со всем вышенаписанным, посмотрев его самому.
Click to view