Признаки вредного мультфильма

Jun 13, 2015 06:15



Про некоторые тенденции в современной мультипликации я писала в одной из предыдущих статей, пытаясь разобраться, каким образом эстетика кадра в мультфильме может повлиять на воспитание ребенка. Но существуют и другие факторы, негативно сказывающиеся на становлении личности малыша.

Кстати сказать, не редкость, когда родители включают своим детям фильмы и мультики не по возрасту, в которых присутствует множество образов способных их напугать. Помню, как один знакомый семилетний ребенок рассказал мне, что очень испугался орков из "властелина колец" и что их страшные образы не давали ему уснуть. Но сейчас (ему 9 лет) его уже мало пугают всякого рода кровавые сцены, жестокие драки, уродливые морды монстров и пр., а ребята из его школы и вовсе хвастаются тем, что играют в ГТА и родители им это разрешают. Но это всё крайности, когда родители просто не хотят замечать или забывают посмотреть на иконку возрастного ценза у предлагаемого своему чаду продукта, в основном же, как мне кажется, родители ориентирующиеся в современной медиапродукции, откровенной жути ребенку смотреть разрешать не будут.
Но порой, под личиной красивых и ярких картинок, задорного юмора и милых мордашек главных героев (ГГ), попадаются совсем небезобидные образцы поведения и установки, которые родители могут проглядеть, сами увлекшись глазением (без рефлексирования) мультфильма.

Вот перечень признаков вредного мультфильма по мнению психолога Маргариты Новицкой (я же попробую вспомнить мультфильмы, которые могут подпасть под перечисленные пункты):

1. Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора.
    Вспоминается сцена из Шрека, где ГГ надувают змейку и лягушку, словно воздушные шары. Еще "Том и Джерри", там сцены насилия смакуются, это уж точно. Из нашего - "Маша и медведь".


2. Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.
    Наверное опять "Маша и медведь". Еще что-то из далеких воспоминаний "Что с Энди".


3. В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение.
    Этот пункт мне кажется немного спорным, тут всё дело в контексте, если во многих американских мультиках герои ведут себя безрассудно, падают с огромной высоты и пр., то вспомним, к примеру, наш мультфильм "Мальчи́ш-Кибальчи́ш", где дети тоже подвергали себя опасности, но то был героический поступок.


4. В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские - по-мужски.
    Девочки-пацанки сейчас не редкость, но, возможно, под этот пункт подпадет Фиона из Шрека, еще вспоминаются странные отношения второстепенных героев сейлор урана и нептун из аниме Сейлормун, где одна из героинь ведет себя явно как парень (меня это в детстве всегда удивляло).


5. В сюжете присутствуют сцены неуважительного поведения по отношению к людям, животным, растениям. Это может быть глумление над старостью, немощностью, слабостью, физическими недостатками, социальным и материальным неравенством.
    "Гадкий я".


6. Герои фильма несимпатичны и даже уродливы. Для детского восприятия, для более легкой ориентации в том, кто «плохой», а кто «хороший», необходимо, чтобы положительный герой был симпатичным и внешне приятным. Тогда ребенку будет проще понять, кому из героев следует подражать, а кому напротив.
    Вспоминается много героев не людей, но с довольно симпатичными лицами. А из неприятных, пожалуй очень странный мультик с канала никелодион "Настоящие монстры".


7. В мультике культивируется праздный образ жизни, пропагандируется идеал «жизнь - вечный праздник», политика избегания трудностей и достижения целей легким путем, без труда или даже обманом.
    "Губка Боб", ГГ просто образец инфантильного беззаботного поведения.


8. В сюжете высмеиваются и показываются с подчеркнуто неприглядной стороны ценности семейных отношений. Главные герои-дети конфликтуют со своими родителями, которые показаны глупыми и нелепыми. Герои-супруги ведут себя по отношению друг другу подло, неуважительно, беспринципно. Пропагандируется идеал индивидуализма и отказа от почитания семейных и супружеских традиций.
    Что-то не вспоминается мультик, где бы этот конфликт в итоге так и не разрешился.

9. В фильме присутствуют сюжетные линии, порочащие и презрительно, брезгливо описывающие всё, что связано с материнством и рождением, воспитанием детей. Материнские образы выглядят отталкивающе, их образ жизни показан как ущербный и неполноценный.
    Тут провал.

Не знаю насколько этот список объективен, ведь я тут перечисляла те мультики, которые смотрела сама в детстве или позже, и да, мою психику сложно назвать идеальной, но в какой степени на это повлияли такие вот мультики, судить сложно. Скорее всего, важнее объяснять недопустимое поведение героев, да и вообще если пришлось посмотреть какой-то непроверенный мультфильм вместе, потом обсудить его со своим детём. Но от некоторых мультфильмов дети явно становятся агрессивней и не только.

мораль, Традиционные ценности, мультфильмы, Воспитание

Previous post Next post
Up