Как я сдала TOEFL на 102 балла, без курсов и репетиторов

Aug 26, 2013 00:08

Для тех, кто вдруг всё ещё не знает, TOEFL - это такой специальный экзамен по английскому языку для иностранцев, который обычно сдают люди, желающие поступать в англоязычные учебные заведения где-нибудь в америках-европах, потому как учебные заведения требуют этот сертификат с достаточным количеством баллов. Тест, соответственно, призван тестировать способность выживать в академической среде. Будущий студент должен понимать сложные тексты в книжках (хотя бы по части языка, на котором они написаны), не впадать в прострацию на лекциях из-за неспособности воспринимать англоречь на слух, более или менее внятно и коротко выражать мысли и идеи, а также писать грамотно, четко и лаконично. Эти четыре навыка проверяются в четырех секциях экзамена, который проходит целиком и полностью перед экраном монитора в специальном центре.

Подготовка заключалась в полуторагодовом ленивом подтягивании уровня языка подручными средствами, бесконечном скачивании доступной в интернете литературы для подготовки к тесту, прочтении примерно полутора книжек по экзамену, и 2-3 неделях нервных хождений вокруг диска Longman TOEFL iBT (тоже скаченного сами знаете где), который дает возможность пощупать тест вживую, попривыкнуть к формату, вопросам и отводимому времени. И да, перерывание интернета в поисках подсказок, советов, историй успеха (вроде этой) и прочих ништяков - мое любимое занятие вместо подготовки.

Я очень нервничала до, во время и десять дней после экзамена (пока не пришли результаты), потому что готовилась целиком и полностью сама и не была до конца уверена в своем уровне английского. Результаты показали, что он очень даже неплох. Судите сами:

Reading - 27 из 30
Listening - 28 из 30
Speaking - 23 из 30
Writing - 24 из 30

Всего - 102 из 120. Результат примерно соответствует продвинутому уровню (advanced), который считается чуть ли не потолком для изучающих язык вне англоязычной среды (наверное, студентов-филологов брать в расчет не стоит). Для сравнения : полтора года назад у меня в навыках было исключительно несложное чтение, со словарем. Pre-intermediate было бы почти адекватной оценкой, учитывая, что я вообще не была способна выражать свои мысли, ни письменно, ни устно. Но не будем о темном прошлом - вернемся в светлое настоящее.

Результат стал доступен для ознакомления на сайте спустя примерно десять дней после теста. Там же приводятся толкования циферок, которые я написала выше.

Чтение - высокий уровень.

Та-дам. Это значит, что я могу читать практически любые тексты, не спотыкаясь на достаточно сложном академическом языке и незнакомых словах (на тесте у меня было три текста и час времени). Мне хватает мозгов для ответов на каверзные вопросы, делание выводов, понимание причин и следствий, вычленение существенных деталей и прочего. Собственно, долгие годы моего общения с английским языком я умела только лишь читать, а в последние полтора не проводила и дня без чтения парочки-другой интересных статей из интернета и иногда даже осиливала книги, поэтому за чтение я с самого начала волновалась меньше всего.

Для подготовки оптимально - много читать, в том числе сложные тексты, например статьи из википедии. Не лениться смотреть незнакомые слова в переводчике или словаре. Учить слова или не учить? Я пыталась по карточной системе, но не скажу, что выучила сильно много, так что это не обязательное условие. Особенно те списки жутких слов, которые вывешиваются в интернетах, как мастхэв для тофля. Я до сих пор из них максимум одну пятую знаю. А вот умение понимать незнакомые слова из контекста, вырабатываемое практикой - бесценно.

Восприятие на слух - высокий уровень.

Внезапно здесь у меня оказался самый высокий балл. Наверное, потому что вопросы в целом полегче, чем в первой секции, плюс, я успела успокоиться и влиться в тест. Собственно, здесь высокий балл значит примерно то же самое - хорошее понимание смыслов лекций и диалогов, распознавание структуры, внимание к важным деталям, а также, дополнительный скилл - умение распознавать намеки и кто что на самом деле имел в виду. Эти вопросы мне всегда нравились.

Для подготовки - смотреть много англоязычного видео на ютубе, особенно всяческих видео блоггеров. (= Честно, это самый продуктивный способ, который я испробовала. Ну еще радио, где в основном говорят, и подкасты, но это всё не так весело обычно. Наверное, потом я напишу отдельно, почему я так люблю ютуб в плане изучения языка.

Еще именно для привыкания к формату теста и тренировки концентрации внимания мне очень помог сайт english-tests.org, там прямо на нем есть по 50 лекций и диалогов в формате, близком к тофлю, с вопросами. Я хорошо если по 20 прослушала за пару месяцев, но эффект был значительный.

И за неделю до теста я-таки научилась конспектировать, хотя сначала мне казалось, что я лучше все запоминаю, когда на это не отвлекаюсь. Но лекции очень изобилуют деталями, да и голова на тесте не так свежа и спокойна, как дома в тишине, поэтому без конспектов сложно и лучше уметь их делать подробно, но не пропуская при этом ничего мимо ушей.

Разговорный язык - Fair… Нормальный?

Оценка дается отдельно по трем частям: ответ на вопрос, исходя из собственного опыта (2 шт), ответ на вопрос по диалогу на тему студенческой жизни (2 шт), ответ на вопрос по короткой лекции (2 шт). У меня везде Fair, который я затрудняюсь адекватно перевести на русский. Это не отлично, это не плохо, это просто нормально. Я допускаю некоторые ошибки и иногда сбиваюсь с мысли, мои доводы достаточно уверенные, но не всегда четкие и грамотно построенные. Мне несколько не хватает активного словарного запаса и автоматизма в построении грамматически верных конструкций, оттуда и проблемы.

В общем, ожидала я худшего, учитывая общую активную языковую практику за последний год… ну часов так пять подряд максимум. Нет, если все паузы из разговоров убрать и вычеркнуть мои декламации мыслей в потолок дома в одиночестве, то вообще часа полтора. И несколько вечеров подготовки непосредственно к тесту, училась формулировать краткий ответ за отведенные секунды. А полтора года назад я и до уровня Elementary не дотягивала, путаясь даже в простейших временах. Так что очень круто.

Как готовиться? Если бы мне не было так страшно в принципе общаться, я бы говорила больше по скайпу с другими людьми. Возможно, что если бы это было такой же рутиной, как чтение статей и просмотр роликов на ютубе, я бы получила тоже высокий результат в этой секции. А так меня спасла непосредственная подготовка к формату теста, прочтение нескольких книжек по теме и штудирование форумов. И ролики на ютубе, на этот раз обучающие-разъясняющие именно эту часть теста. И еще… чем больше слушаешь - тем выше способность говорить, даже без тренировки речи. Ютуб!

Письмо - Fair/Good.

Нужно было написать два коротких сочинения, которые оценивались отдельно. В первом случае дается кусочек текста и лекция на ту же тему, нужно написать сочинение-обобщение. За него я получила балл пониже, возможно из-за того, что не совсем поняла принцип обобщения. Или ошибок наделала. Или чего-то упустила из лекции. Во втором нужно было дать развернутый обоснованный ответ на вопрос формата “согласны или нет?”, что, по видимому, вышло у меня несколько лучше. Я умею четко, понятно и структурированно излагать свои идеи, не делая при этом слишком много грамматических и лексических ошибок.

Практическая подготовка у меня фактически отсутствовала, т.е. я от силы два сочинения попробовала написать за все время. Я только внимательно прочитала книгу, в которой объяснялась требуемая на экзамене структура эссе и принципы его составления. Книга называется TOEFL Speaking and Writing Strategies. В плане сочинений она великолепна, все расставила по полочкам, жалею только, что некоторые моменты два раза не прочитала (может, больше бы получила за первый текст). Вторую часть про Speaking читать вообще не рекомендую, потому что примеры ответов ужасны - их невозможно даже прочитать за отводимое время, они сухи и строги как эссе, они повергают в панику, когда понимаешь, что ты никогда так не скажешь.

И еще очень помогает относительно высокая скорость набора на клавиатуре.

СУПЕР-ПУПЕР ХАК для TOEFL, специально для тех, кто дочитал.

Беруши!



Грандиозная вещь - беруши. Я не вынимала их на протяжении всего теста. Скатываешь, запихиваешь в уши, они секунд за десять расправляются, и мир вокруг уходит куда-то на задний план. Сверху надеваешь большие наушники, звук в программе выкручиваешь на максимальную громкость - и всё, что нужно, прекрасно слышно. Не знаю, что я бы без них делала, особенно на спикинге, где говорят со всех сторон, а тебе нужно внимательно слушать куски лекций и диалогов, а потом спешно придумывать ответ и очень быстро и не сбиваясь отвечать. Да и сочинение потом не круто писать, когда другие люди в аудитории все еще говорят. Я бы никогда не сдала на 102 балла, если бы не эти маленькие цветные комочки счастья.

Беруши - и вокруг ни души! (=

Продается в аптеках.

PS а еще они грандиозны в суточных путешествиях на поезде.

http://simoroshka.net/?p=180

английский

Previous post
Up