"Мир шута перевернут, поэтому его восхождение вверх - ничто иное как падение"(с)
За что я люблю этот фильм? Во-первых, две мои любимые актрисы в одном кадре: Евгения Крюкова и Марина Яковлева.
Ну и ещё - эти шикарные виды Москвы из шикарной двухэтажной квартиры гг, да под романтичную задумчивую музыку... Просто для меня центр Москвы - родные места, и эта панорама в кадре для меня нечто большее, чем просто любование эстетикой, это какая-то магическая смесь из ностальгии и мечты.
Но, возвращаясь к фильму, - я и подумать не могла, что в этой сколь красивой, столь же и грустной мелодраме, которую я смотрела и пересматривала, будучи молодой мамочкой, в те далекие зажиточные тучные нулевые, кроется трагическое предупреждение-пророчество для исторических путей целой страны.
Итак, главная героиня - ей сложно. Её раздирают навязанные извне установки, комплексы и противоречия натуры (но другой она и не могла быть, учитывая трагический финал). Она умна и красива, глубоко чувствует, обладает высоко развитым эмоциональным интеллектом. Это вовсе не глупая скучающая стерва, не пустышка нарциссистического склада, сводящая с ума окружающих своими капризами, какой появляется в начале фильма. И очень скоро в этом убеждаешься. Но, увы, мадам попала в ловушку своего поколения тех россиян, которые в начале 90х безоговорочно поверили в новую идеологию, пришедшую на смену социалистической - идеологию материального благополучия. Цель и смысл жизни - достижение благополучия, вот так все просто, казалось бы. И проблема даже не в том, что как истинный истероид, героиня не добивалась этого благополучия сама, развивая и оттачивая свой ум и таланты, а предпочла, так сказать, делегировать полномочия партнеру, предоставив именно ему возможность развиваться, стремиться и самореализоваться. И вот мы видим мужа героини - цельную личность, богатого господина, довольного "собой, своим обедом и женой". Да аморального, да черствого, да трусливого. Но цельного и самореализовавшегося, ему есть чем гордиться и есть к чему стремиться дальше. Ну а его красавица-жена - ставшая со временем для него все более непонятной, не от мира сего красивой музейной экспонаткой, которой он предпочитает более приземленную и более живую даму, под стать себе. Героиня же, получая от мужа-чиновника все готовенькое, чего душа ни пожелает, все больше скучает, увязая в этом мертвом, гнилом "мещанском болоте", которое сама же себе и организовала, с завидной целеустремленностью и жесткостью толкая супруга на подвиги ради себя и мамоны.
Главная проблема тут кроется в типичной трагедии русской души, так или иначе много раз исследованной в русской литературе. Давно установлено, что для русской души материальное благополучие не может быть самоцелью, без духовных смыслов и поисков она просто усохнет и сгинет. И вуаля, познакомьтесь, ещё одна героиня, попавшая в ту же ловушку. Снова и снова она доказывает себе, что она жива, что она звезда, что она способна влюбить в себя кого угодно, "только нафига мне эта рыбалка".
Благополучие, которое она презирает, подруги, которых она презирает, муж, которого она презирает, любовник, которого в итоге она тоже презирает. Но мир шута перевернут - и оказывается, что презирают и жалеют тут её, а самоотверженное восхождение на вершину материального успеха было лишь падением.