Московский Камерный музыкальный театр им. Б.А.Покровского 15 апреля выпускает необычнейшую премьеру--оперу Н. Римского-Корсакова "Сервилья". Мы совсем не избалованы русскими операми, а уж в постановке именно оперного режиссера тем паче. Уникальность ситуации еще и в том, что опера эта малоизвестна, после первой постановки на сцене Мариинки в 1902 году буквально еще несколько раз разные труппы пытались вдохнуть жизнь в заклейменный самой неудачной работой блестящего композитора спектакль. Но тщетно. До сих пор нет даже полной записи оперы, лишь четыре номера.
На предпремьерной пресс-конференции нынешние постановщики "Сервильи"--режиссер-постановщик Ольга Иванова, художник-постановщик Виктор Герасименко, дирижер Дмитрий Крюков, хормейстер Алексей Верещагин-- уверяли, что и оперу эту по-настоящему раскроют для зрителя наконец, сломав негативный стереотип, и намерены сделать аудиозапись спектакля на Мосфильме под руководством Геннадия Рождественского.
В основе сюжета лежит одноименная драма Мея, действие происходит в Риме в 67 г. н. э., в царствование Нерона, заговор против преторианца Тигеллина, становление христианства--нетипичные для Римского-Корсакова тема, эпоха и жанр. Плюс расхожее мнение, что композитор не умеет писать речитативы. В итоге--забвение произведения на целый век. Совершенно незаслуженное, по мнению Ольги Ивановой--опера полна аллюзий и символизма. Нужно было видеть с каким воодушевлением рассказывала режиссер-постановщик спектакля о своем рождающемся детище, о той исследовательской работе в изучении эпохи и богословия, которую она вынуждена была провести, чтобы почувствовать и понять все повороты либретто--чтобы понять, например, что появляющийся в начале и конце действа старик с призывом верить в единого Бога (и слышащего в ответ всеобщее Credo!) это образ апостола Петра. А дирижер Дмитрий Крюков, явно влюбленный в произведение, поведал, что шлягеров, как таковых в спектакле нет--есть единая , гениальная, по его мнению, музыкальная канва, аналог церковной службы, а мастерство, с каким написаны речитативы можно сравнить разве что с моцартовскими.
В общем, сложилось впечатление, в театре Покровского грядет либо грандиозное оперное событие года, либо такой же по размаху провал. Ту высокую ноту, которую взяли постановщики, невозможно превратить в обыденно проходной спектакль. Впрочем, в конце года, в декабре, театр готовит еще одну, с позволения сказать, "бомбу", о которой точно будет говорить театральная Москва--грядет финская опера Калеви Ахо "Диего и Фрида"--про любовный треугольник Риберы, Фриды и Троцкого.
Небольшой фрагмент репитиции "Сервильи", сделанный любительской камерой. Сервилья--Татьяна Конинская, Эгнатий-Александр Полковников.
Click to view
Весь зал будет преобразован в римский амфитеатр, зритель сможет почувствать себя настоящим римским гражданином эпохи первого столетия, действо же будет происходить не только в середине амфитеатра, но и на боковых галереях и позади зрителей. Там, где стоит Татьяна Конинская во время репетиции, будет бассейн, вокруг которого будут возлежать патриции. В общем, помимо музыкального потрясения готовится и визуально-эстетическое. Костюмы обещают максимально приближенные к эпохе. Немудрено, что на вопрос из зала, во что обошлась постановка, директор театра Олег Михайлов лишь обреченно махнул рукой и поведал, что компенсировать затраты придется гастролями в Крыму.
Кстати, билеты остались уже только на май!
http://opera-pokrovsky.ru/Glavnaya Спасибо сообществу
mosblog за приглашение на мероприятие.