Хорошее построение это только «скелет» рисунка. Теперь будем наращивать «мясо и кожу». Тон и тоновые соотношения. Что такое «тон»? В рисунке тон это основное средство передачи объемности и освещенности предмета, а так же его светлоты и даже перспективы.
В работе с тоном необходимо определить основной тон предмета, а дальше сравнивая соотношения освещённости разных плоскостей предмета, выстраивать объём формы.
Страшно?
Вовсе нет, ведь для одного предмета определяют всего 6 градаций тона.
СВЕТ - соответствует основному тону натуры. Как в черно-белом фото каждому цвету присущ свой оттенок серого, так и в рисунке, основной тон предмета будет, там где на него попадает свет и он будет соответствовать светлоте цвета (способности цвета отражать свет). Чем светлее цвет, тем светлее тон.
ТЕНЬ собственная - это самая тёмная часть предмета, место на которое не попадает свет. Тоже зависит от светлоты основного тона и определяется сравнением с ним (нельзя бездумно закрашивать чёрным-чёрным цветом).
ПОЛУТЕНЬ - это переход между светом и тенью, плавная растяжка тона в соответствии с формой.
БЛИК и РФЛЕКС. БЛИК это самое светлое место на СВЕТу, в зависимости от материала из которого сделан предмет блик может быть с чётким контуром (как на глянцевой поверхности) или с размытым контуром (на матовой поверхности). Блик это непосредственное отражение источника света (окна, лампочки) на предмете. А РЕФЛЕКС это отражение света в тени предмета. Рефлекс получается из-за того, что все предметы (светлого цвета) имеют свойство отражать свет. Так что если ваш предмет лежит на какой-то светлой поверхности то в тени у него будет появляться рефлекс. РЕФЛЕКС всегда темнее СВЕТа.
И ТЕНЬ падающая - эта тень обычно темнее тени собственной. Самая тёмная она под самим предметом, а к краям она обычно светлее. Чёткость или размытость контура зависит от яркости освещения. Её тоже не надо «закрашивать» чёрным-чёрным, а нужно иметь в виду и тон фона или рядом стоящего предмета.
Картинка с другого хостинга глючит жжшный фотохост.
Работая тоном нужно учитывать все нюансы формы (тоном мы должны придать форму линейному «скелету»), и следить за соотношением тонов так, же как при построении нужно следить за общими размерами композиции и соотношением пропорций.
Задание: Нарисуйте какую-то фрукту, яблоко, апельсин или помидор или что найдётся у вас, постарайтесь выявить форму, соблюсти пропорции и композицию. Задание до завтрашнего вечера.