Несколько лет дружу со своей старой школьной учительницей - только с ней одной, к остальным заглядываю иногда и ограничиваюсь дежурным рассказом о делах, хотя внутри всё же теплится приятная ностальгия. У неё волосы цвета вороньего крыла и искрящиеся глаза, любящий муж и целых четыре внучки. И стихи, на которые с такой большой семьёй больше нет времени, как и на свою внутреннюю жизнь. Зато немножко остаётся на мою. Люблю, написав что-нибудь, набрать её номер, или заявиться под каким-нибудь предлогом в уютный дом.
"Это всё виртуальные переживания," - обронила она как-то. Мы говорили о нашем поколении 20-летних, которые умудряются страдать, имея всё и не переживая страшных жизненных потрясений. Помню, как на моих подруг перед поступлением и на первом курсе накатила волна депрессий - практически эпидемия, некоторые случаи чуть ли не закончились попытками суицида. Помню, как в последние годы на крупные психологические форумы, на которых я давно обитаю, пришла вереница юных паломников с ранним разочарованием в жизни и самооценкой под плинтусом. Помню и свою кризисную юность, когда на ровном месте проваливалась в чёрную дыру.
"У нас дружба была самой большой ценностью. А среди вас теперь каждый одинок", - меня резанул этот комментарий, потому что одна половина меня согласилась, а другая нет. Я думаю, что человек всегда одинок в самом главном, какие бы друзья и любимые люди ни окружали его. Свой путь всегда проходишь один, а все остальные рядом, но не вместе.
Виктор Франкл, знаменитый психолог, переживший концлагерь, писал в своём "Человеке в поисках смысла" ещё во второй половине XX века, что сейчас на смену эпохи традиций приходит эпоха индивидуального смысла. И она начинается с кризиса, потому что те связи и принципы коллективной морали, за которые люди держались столько лет, теперь рушатся, и человек оказывается лицом к лицу со свободой. А свобода жестока и холодна, она не подскажет и не проводит за ручку к истине. Человек же существо, основной духовной потребностью которого является поиск смысла. И момент, когда он его не нашёл, может быть настолько кризисным, что приведёт к краху. (если что, это всё вольный пересказ в моей трактовке).
Раньше такие кризисы - психологи называют их экзистенциальными - происходили у людей за 40, когда уже все основные социальные задачи выполнены, и человек вдруг спрашивает себя, а зачем всё это было нужно. Теперь кризисный паралич разбивает уже в студенчестве... До нас эта тенденция докатилась чуть позже, чем до Запада.
Когда по нашей стране ударил мировой финансовый кризис, экономисты отмазывались: "У кризиса есть две стороны: риски и возможности". В той ситуации это была отмаза, но с точки зрения жизни это правда. Я люблю рассуждать по-крупному - это не мы рискуем, это не общество рискует. Это Бог и Природа рискуют, создав нас такими: могущими на ровном месте себя уничтожить и измучиться, когда никто не бьёт. Эта уязвимость идёт не от слабости, а от высокой чувствительности. Своей интуицией мы уже почувствовали то, что предыдущее поколение могло познать только через опыт. Нам достаточно крупиц опыта, чтобы выжать из них максимум и взлететь. Но мы не можем держать высоту, потому что ничто не защищает нас: открытая психика тактически уязвимей, чем обросшая защитами, свобода опаснее традиций, интуиция более энергоёмка, чем опыт. И мы падаем, потом моментально регенерируем и взлетаем, потом снова падаем... Наша жизнь и наши чувства контрастны, контрастны и мы сами. Но в природе развитие идёт через контраст, через раскачку маятника эволюции...
З.Ы. - Всё это является исключительно гипотезой
- Гипотеза указывает на тенденцию, но не обобщает
- Подтекста, что "мы круче, чем они" тут нет