"Предложенная система воспитательного процесса есть система не советская"
Обвинения наробраза (цит. по Педагогической Поэме)
Прочитала «Педагогическую поэму» А. Макаренко.
Нужно сказать, книга меня сильно впечатлила. Очень интересно написана. В самом задушу берущем жанре - летописи, дневнике, или, даже скорее исповеди. Это что-то о чем писал Шаламов. О новой литературе, где читатель верит только тем свидетельствам, которые написаны кровью, т.е. личному опыту.
Наверное, только после прочтения таких вот книг и можно понять, о чем так переживают некоторые старики, говорящие, что тогда, раньше было лучше.
И. наверное, только после таких книг можно понять тех, кто говорил, что в советское время не все было черное. И действительно, не одни репрессии... Когда-то было великое ожидание, и люди были великие. И им тоже оказывалось сопротивление... такое чувство, что они верили в некую иную революцию. иной режим. который не совсем соответствовал действительности. В некую романтику. а не политики, в некоторую мечту и действительно светлое будущее...
Поражает, что при всем отрицании религии (некоторые места об этом говорят), видно, что вскормлены идеи А. Макаренко как раз в религиозной среде. А. Макаренко - наследник своей традиции. О чем говорят и название его некоторых глав «Преображение», где говориться именно о преображении, а также его стремление вырастить людей чести.
По этому не удивительно, что его педагогику назвали «не советской».
Последние части книги, где особенно обнажено противостояние с наробразом, это видно:
«С глубокой печалью и удивлением мы услышали сегодня от уважаемого руководителя двух образцовых учреждений призыв к воспитанию чувства чести. Мы не можем не заявить протест против этого призыва. Советская общественность также присоединяет свой голос к науке, она также не примиряется с возвращением этого понятия, которое так ярко напоминает нам офицерские привилегии, мундиры, погоны».
Собственно. Противостояние была такое, что А. Макаренко пришлось оставить колонию.
Как ни странно, новая коммуна, в которой он продолжал работать, находившаяся под ведомством ЧК, казалась ему более подходящем местом, там и вырос некогда знаменитый завод по производству фотоаппаратов....
Но откуда же корни всего этого понятия о чести?
Еще когда я читала первые страницы этой книги, мне попалась статья Тамары Тябут под названием
«Новое о Макаренко? НЕ может быть!», где говорится о том, что А. Макаренко опирался на опыт Н.Н. Неплюева.
И да, это действительно так. Это видно достаточно хорошо.
Понятно, что вся терминология с общинности заменена на коммуны, как некогда в науке произошел переворот, и все, что приписывалось к Божественному провидению заменили на некое абстрактное понятие «природа»,
И образованные отряды, которые были сформированы не по возрастам и где старшие помогали младшим. Отряд все делал вместе. Работал, ел, спал.
Воспитание было построено на труде и самоуправлении, был свой совет командиров.
Во всем этом четко просвечивается опыт трудовой школы Н.Н. Неплюева. Собственно, колония и находилась практически в тех же широтах.
Думаю, можно было бы провести сравнительное исследование педагогики Макаренко и педагогики Неплюева, найти сходства и различия.
Может быть, когда-нибудь этим займусь, пока же, не обладаю этим временем. Для сравнения даю парочку фотографий.
Макаренко с воспитанниками
Неплюев с воспитанниками
Совет командиров в колонии им. Горького
СОбрание Неплюева