Aug 14, 2012 23:31
Посмотрела довольно свежий итальянский фильм «Малена» 2010 г..Не то, чтобы фильм меня сильно поразил, но навел на некоторые размышления о красоте.
Когда-то давно Ф.М. Достоевский написал, что красота спасет мир. После Достоевского прошел страшный ХХ век. Век мировых войн, концантрационных и сталинских лагерей, и многих других зверств, о которях, я, наерное, еще и не знаю и никогда не узнаю.
Нельзя сказать, что фильм «Малена» напрямую связан с этими воросами, но все же он их касается. Так сказать не на прямую. Деликатно..
В фильме нет особого сюжета. Подросток влюбился во взрослую красавицу.. И на протяжении всего фильма следуюет за ней по пятам, наблюдает за ней. Нужно сказать, что Малена предмет обожания всех мужчин в городе. Ее муж ущел на войну. И даже, в ходе фильма приходит информация, что он умирает. Молодую вдову преследуют взгляды мужчин, которым хотят от нее только одного, жены этих мужей и все женщины смотрят на нее с ненавистью и завистью. Начинают ползать слухи о ее распустве. Малена сначала отбивается и выпроваживает всех ухажеров. Потом, к сожалению, моего итальянского не хватлио, чтобы понять суть, она с помощью адвоката претендует на какое-то наследство, и т.д.. и говорит, что имела с неким человеком связь.
Этим она на людях «подтверждает» свою репутацию. Потом адвокат, который помогает ей выиграть это дела насилует ее.
Психологический момент, Малена после этого отстригает свои волосы, красит их в рыжий цвет. Вниз так вниз. Потом город аккупируют немецкие захватчики. Понятно, что сильные мира сего имеют права на лучшее среди побежденных. Малена становится наложницей одного из немецких солдат. Который тоже вошел к ней обманом.
Следующий эпизод, американцы освобождают город. Все радуются. И тут находит возможость выплеснуться всей женской ненависти и зависти. Женщины города избивают и уродуют на глазах у всех Малену, «великую путану». И рядом не нашлось Человека, который бы сказал: «Кто сам без греха, пусть первый кинит в нее камень». Избиение проихсодит на глазах у множества тех, кто в мечтах представляли себя ее любовником...
Дальше поезд куда-то ее увозит...
Следующий эпизод, в город возвращается ее муж. Он выжил, но решился руки. Никто в городе не разговаривает с ним. Никто не помогает ему.. Только главный герой, который в опомогает ему подняться после того, как кто-то ударил надоедлевого калеку. Главнй герой пишет мужу Малены анонимное письмо о том, куда увезли его жену. Муж Малены едет ее искать.
Следующий эпизод: они вдвоем возвращаются обратно в город. Все смотрят на них. Ее волосы отрасли. Она вновь предмет вожделения многих. Когда она идет по рынку одна, те кто ее избивал говорят ей «Buongorno», она отвечает таким же коротким приветствием...
Образ Малены - интересен. В фильме подчеркивается ее целостность. В течении фильма она практически не говорит ни слова. Но видно, что она любит своего мужа и хранит ему верность. В начале фильма она танцует с его фотографией. После известия о его смерти ходит только в черном. С другой стороны, можно сказать, что одевалась бы поскромнее, никто бы на нее и не посмотрел. Пряталась бы от взяглядом. Но в фильме показывалось, что даже когда она пряталась, ее узнавали.
Так почему же красота спасет мир? О этой ли красоте говорил Достоевский?
В фильме, может, не лучшем фильме о красоте, показано то, как мир пытается ею овладеть, подчинить себе, уничтожить, поглотить, съесть, очернить. И такая вот простая красота оказывается беззащитной.
Фильм подкупает своей подлинностью: отсутствием хеппи энда, в наше время, после века лагерей думающие люди не верят в хеппи энды. В этом фильме нет еще и начала и конца. Это как-будто дневник такого мальчика. Его воспоминания о первой любви. Кстати, эта любовь не особо возвышает главного героя. Так в конце он пишет, что его многе женщины спрашивали, будет ли он их помнить. И он отвечая им да, ни о ком не помнил, кроме той, которая не была его. И видно, что он тоже хотел больше ее безупречного тела. Эта детская влюбленность не удержала его от связи с проституткой. В фильме есть странный эпизод, когда отец ведет своего сына в бордель, и тот снимает женщину отдаленно похожую на Малену.
Видно, что эта любовь не спасет главного героя. Единственные его поступок - это анонимное письмо ее мужу, а также в самом конце фильма, когда Малена роняят сумку с апельсиными, он стремглав летит поднимать их. Пожалуй все. Никакой романтики. Видно, прав Варлам Шаламов, который написал, что после ГУЛАГа жанр романа умер. Последним романом он назвал «Доктора Живаго». Да и там, как мы помнинм Лара, была очень красивой и падшей героиней. Собственно, вполне возможно, что Малена и Лара жили примерно в одно время, только в разных странах. Кстати, в фильме показано и разочарование в вере главного героя. Он пришел в храм, выбрал себе святого, которому решил поставить свечку, чтобы исполнилось его желание. Потом просил того же святого защетить Малену. После этого случилось первое насилие над ней. Полное разочарование в вере в фильме было показано тем, что мальчик приходит и ломает статуе святого руку...
Из вышесказанного, мне придется сделать неутешительный вывод - красота не спасает мир... Следовательно, или не эту красоту имел ввиду Достоевский, но если не эту, то какую? Или, мир уже ничего не спасет? А может, его и не нужно спасать? Он все такой же злой и ходоный как приближающаяся осень.
Более чем 2000 лет назад весьма религиозный народ распял Бога. Даже если закрыть глаза на Божественность Христа, а оставить вопрос только с человеческой стороны. То получается тоже неутешительный вывод. Начальники народа смогли отрпвть на смерть ни в чем не виновного человека просто из зависти. Римский закон согласился убить невиновного, на котором суд не нашел никакой вины.
Дальше всю историю лилась кровь, умирали невинные, здравствовали злодеи.
ХХ век довел это безумие до конца. Но мы до сих пор живем. Мы, даже по-своему верим в любовь, кто-то по прежнему ставит в храмах свечи, кто-то искренне, как ему кажется верит в душе, держась от мест культа подальше.
Нам по-прежнему есть дело до своих маленьких хлопот и забот. В это время могут страдать невиновные. Сейчас странный поступок может быть расценен чуть ли ни как акт борьбы за свободу....
Нет, не хочу ставить точку. Поэтому задам вопрос.
Спасет ли красота мир? Если да, то какую все-таки красоту имел ввиду Достаевский?