Сухановка -- это та страшная тюрьма,
которая только есть у МГБ.
Ею пугают нашего брата, ее имя выговаривают
следователи со зловещим шипением.
(А кто там был - потом не допросишься:
или бессвязный бред несут или нет их в живых).
А.И. Солженицын
Что-то типа предысловия
Первый раз в музее Сухановке я побывала с Молодежным кругом 5 лет назад, в 2012 году. Тогда меня поразил музей и энергичный, светлый послушник Виктор - создатель музея. "Если такие люди есть, то память о преступлениях Советского режима забыта не будет. Жива церковь, если в ней есть такие люди", - по-молодости радостно думалось мне.
Он мне очень напомнил другого выдающегося человека, который занимался памятью жертв Советских Репрессий, откопавшего Сандармох Юрия Алексеевича Дмитриева.
Но за 5 лет многое поменялось. Неужели красное колесо вновь набирает силу? Иначе как можно оценить то, что Юрий Алексеевич Дмитриев задержен в несуразном обвинении изготовления детской порнографии (поводом послужили несколько фотографий из личнго архива, где дочка бежит голышом в ванну), а Виктор Анатольевич Жижирин больше не директор музея?
Монастырь Святой Екатерины
Встретились мы на Нижних Котлах. Виктор Анатольевич сразу согласился свозить нас в музей, о встрече договорились по телефону. Он предупредил, что больше не директор и что точно не знает, пустял ли нас туда. Но я позвонила в музей и заказала экскурсию, предупредив, что с нами будет "специалист по Сухановке". Монастырь добротный, красивый, богатый. "Каждому насельнику по алтарю", - шутит Виктор Анатольевич.
В монастыре нас встретила похронная процессия. Хоронили монахиню, матушку местного архиерея. Все встречали бывшего послушника радостно, подходили, здороволись, обнимали. Все, кроме архиерея... Который дал понять, что бывшего насельника не очень-то хочет видеть.
Но, чем нас удивишь? Видно, человек расстроен смертью своей любимой матушки и кто-то попался под горячую руку... Мы смиренно выслушали бедного владыку и продолжили наше знакомство с монастырем-тюрьмой-монастырем. В главном храме расстреливали, в одном из пределов был крематорий.
Петербуржцы того времени шутили "каждый советский человек заслуживает того, чтобы быть сожженым". Говорят, даже такие лозунги где-то весели. Так рекламировали возникшие по всей стране крематории. Расстреливали ведь не только на спецобъектах...
Жемчужина монастыря - самоде
льный музей
Конечно, контраст богатого монастыря с беднотой музея удивляет. Видно, что музей был сделан не на деньги каких-либо спонсоров. Практически все экспонаты не только собраны, но и нарисованы или сделаны Виктором Анатольевичем. Перед входом в музей вот такая инсталяция, "человеки" которой, кстати сделаны из огарков монастырских свечей...
"Интеллигенты, быть тверже стали! Кругом агенты, а первый Сталин!" за эти строчки автор, двадцатилетний Семен Валенский, получил 10 лет. В Сухановской особорежимной тюрьме он пробыл три месяца и единственный из 35 тыс узников дожил до наших дней. Других свидетелей - нет.
"Спецобъект 110" был организован лично наркомом НКВД Лаврентием Берией. Тюрьма предназначалась для бывших друзей товарища Сталина, которые по его личному приказу объявлялись врагами. По официальным документам тайная тюрьма тов. Сталина проходила как «дача» НКВД. «Дачей пыток» и прозвали ее заключенные.
Известные узники
Среди узников Сухановки были известные политики, общественные деятели, «мастера культуры» и военачальники: «кровавый нарком» Николай Ежов с коллегами, устроившими Большой Террор, писатель Исаак Бабель, бывший белый офицер, муж поэтессы Марины Цветаевой, завербованный чекистами в Париже, Сергей Эфрон,выдаюийся разведчик Дмитрий Александрович Добролетов, Всеволод Мейерхольд, боевые генералы - маршал авиации, герой СССР Сергей Худяков (Ханферянц), генерал Павел Понеделин, адмирал Константин Самойлов и даже убийцы царской семьи Романовых, чекисты Александр Белобородов и Филипп Голощекин.
К сожалению, когда монастырь был возвращен церкви, на территории не оставили и следов спецобъекта, ни камер, ни мест пыток. Музей стал создавать Виктор Анатольевич только с 2009 года, кроме него это было никому не нужно. В музее можно посмотреть в глазок, как будто смотришь в камеру...
Вспоминаешь слова Мандельштама "Миллионы убитых задешево протоптали тропу в пустоте"
Вместо заключения призыв к покаянию
После посещения таких мест как-то сразу понимаешь в чем нужно каяться, что нужно помнить, чего нельзя допустить. В этом году исполняется 100 лет с момента Русской катастрофы, русской революции. Есть инициатива под названием
"Акция национального покаяния", приглашаю всех читающих и неравнодушных помнить и присоединиться к этой акции. Она неполитическая, может быть поэтому, есть надежда, что она принесет большие плоды, может быть, даже больше чем разные антиправительственные митинги (Не привидут ли оные к еще одной революции? Мы это уже проходили и жить лучше не стали).
Какой след в нашей современной жизни оставили грехи и преступления ушедшего века? Разделение? Недоверие? Беспамятство? Мы верим, что есть путь освобождения от этого гнёта. Это путь покаяния. Не важно, какой вы веры, культуры, возраста, национальности и политических взглядов. Важно осознать всю трагичность произошедшего с нашей страной после 1917 года и захотеть, чтобы жизнь наконец преобразилась.