С 22 по 27 апреля
на факультете религиоведения Свято-Филаретовского института традиционный курс лекций по гуманитарному религиозному образованию прочитал доктор педагогических наук Фёдор Николаевич Козырев, профессор, директор Института религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии.
В этом году курс состоял из четырех частей. Первая из них - введение в педагогику. Это систематизация ключевых педагогических понятий, знакомство с основной педагогической проблемой и противоречиями, рассмотрение под этим углом зрения истории педагогической мысли.
Вторая часть - теория и методология религиозного образования. «Это центральная часть курса, в которой вводится представление о становлении третьей (гуманитарной) парадигмы религиозного образования, раскрываются её методологические принципы и рассматривается ресурс экзистенциальной философии, феноменологии, герменевтики и конструктвизма в отношении методического обеспечения религиозной педагогики», - пояснил Фёдор Николаевич.
Представление о гуманитарном характере религиозно-педагогической деятельности позволяет преодолеть дихотомию, в которой единственной альтернативой конфессиональному освещению религиозных вопросов выступает «нейтральное» изучение религий с научно-объективистских позиций. Конфессиональный подход Ф.Н. Козырев назвал обучением «в религии», научно-религиоведческий - обучением «о религии», а гуманитарный - обучением «у религии».
Третья часть курса посвящена знакомству с опытом практического применения модели гуманитарного религиозного образования в ряде школ Санкт-Петербруга.
Предмет четвертой части курса - педагогическая диагностика в сфере духовно-нравственного воспитания и развития. Ф.Н. Козырев познакомил слушателей с разработками Института религиозной педагогики РХГА в этой области: методическим комплексом ОНИКС («Оценка нравственной избирательности и когерентности суждений») и адаптированной к педагогическим задачам версией технологии Q-сортировки.
Также в рамках своего визита в СФИ Ф.Н. Козырев принял участие
в научном семинаре «Идея синергии в истории религий», организованном кафедрами религиоведения РПУ св. Иоанна Богослова и СФИ.
Ф.Н. Козырев - директор Института религиозной педагогики РХГА, автор двух монографий, обобщающих преподавание религии в школах различных европейских стран, руководитель крупномасштабного педагогического эксперимента в Петербурге, в котором участвуют несколько школ и гимназий, использующих учебник-тетрадь «Духовно-нравственные беседы. Евангельские притчи», написанный им в соавторстве с коллегами.
Источник