Третье пришествие Сталина. Часть 2

Apr 03, 2013 15:33


Продолжая тему строительства канала "Москва-Волга" можно посмотреть о советском фотошопе...Эта замечательная подборка составлена и  взята у ig_kuv в Третье пришествие Сталина. Часть 2

Начало

В этот знаменательный приезд неизвестным мне фотографом (а может вездесущим Кисловым) было сделано фото, ставшее вскоре modern icon - Сталин осматривает строительство:





У какого шлюза сделано фото тоже непонятно. Да и неважно. Чужие затылки и уши убрали, мелкофактурный невпечатляющий фон заменили. Получили «конфетку»:



Ну вот, теперь ясно и понятно, что осматривает вождь. Насосную станцию №183, что в непосредственной близи от шлюза №3. В таком виде фото и пошло в печать в 1938 году.

Но потом идеологам не понравились детали. Слишком сложно тут, на строительстве. На заднем плане какие-то люди, остатки стройматериалов и приспособлений. Некультурненько. Ретушёры опять взялись за инструменты.



Версия от 1939. У Сталина открылись глаза и, о чудо! Своим ясным и могучим взглядом он очистил стройплощадку, наклонил здание и погнул флагшток.

Может быть вы уже заметили, а может ещё нет - посередине последних двух отретушированных снимков видны две башни. Это башни управления нижней головы шлюза №3. Вот только важные детали на них пока отсутствует - знаменитые каравеллы. Вместо них флаги. Оказывается, каравеллы были установлены чуть позже. Даже при прохождении первой флотилией Канала каравелл на башнях ещё не было. Мне удалось найти фото примерно с того же ракурса и тех же времён, но уже с каравеллами:



Следующая фотография на шлюзе №3 также подверглась кардинальной ретуши. Автор фото - опять начальник охраны Н.Власик. Впервые фото увидело свет в «Правде» от 30 апреля 1937 года. Хотя и имеющийся оригинал изрядно подкрашен кистью ретушёра, обратите внимание на воду:



На следующем фото Ежов исчезает:



Случилось это после 9 декабря 1938 года. В тот день «Правда» и «Известия» опубликовали следующее сообщение: «Тов. Ежов Н. И. освобождён, согласно его просьбе, от обязанностей наркома внутренних дел с оставлением его народным комиссаром водного транспорта». Карьера покатилась под откос. 10 апреля 1939 года нарком водного транспорта Ежов был арестован. 4 февраля 1940 года расстрелян в здании Военной коллегии Верховного Суда СССР. Труп кремирован в Донском крематории. От Ежова не осталось и следа. Не только на фото.

Считается, что фальсифицированную фотографию (именно так называется подобная ретушь) впервые описал в своей книге «Пропавшие комиссары» Дэвид Кинг, о чём поведала выставка в Государственном музее истории ГУЛАГа и газета «Ведомости». Жаль, что я чуть раньше не сделал папку «Вожди на стройке» - оба варианта фото у меня были уже давно, выводы сделать самостоятельно не трудно.

Странно то, что некоторые умники пытаются опровергнуть фальсификацию, утверждая, что фотограф сделал два снимка - с Ежовым и без. Видимо опровергатели никогда не держали в руках фотоаппарат. Представляю себе сценку:

- Товарищи! Прошу внимания, сейчас вылетит птичка. Замрите и не моргайте - бодро командует Власик.

- Щелк! - издаёт звук фотоаппарат.

- Постойте, ещё один кадр! Наклонов голов не меняем, шагов не делаем, выражение лиц оставляем прежними. А вы, гражданин Ежов, покиньте кадр. Вас всё равно скоро расстреляют.

Ежов в недоумении отходит в сторону.

- Щелк! - повторяет фотоаппарат.

- Ну вот, отлично! Ретушёрам меньше работы - вполголоса заканчивает фразу Власик.

Удалось найти фото, сделанного немного позже, примерно в том же направлении, но издали, с правой башни верхнего бьефа шлюза. Фото без вождей и фальсификаций. Автор -  великий советский фотограф Наум Самойлович Грановский:



Фальсифицированное фото было сделано примерно там, где буксир пришвартован к стенке шлюза. Там же было сделано и другое фото, попавшее на испанскую марку.

Хотелось бы закончить за здравие, а получается за упокой.

«Сначала намечались торжества, потом аресты. Потом решили совместить». Известная фраза почти в точности отразила происходящее.

Незадолго до описываемых событий, 5 апреля 1937 года был арестован бывший Генеральный комиссар госбезопасности Генрих Ягода. 15 марта 1938 года расстрелян в Лубянской тюрьме НКВД.

Чуть позже посещения Сталиным строительства Канала, 28 апреля 1937 года начались массовые аресты среди руководства строительства и заключённых. Звучит странно - арестовать заключённого. Но факт есть факт. Заключённых арестовывали, выносили новый приговор и расстреливали. Известно, что после этих арестов только на Бутовском полигоне было расстреляно около 8000 каналоармейцев.

Вечером того же дня был арестован начальник Дмитлага Семён Фирин. Позже по его делу было арестовано ещё 218 человек. В основном работники КВО (культурно-воспитательного отдела) Дмитлага - художники, графики, писатели, поэты. Фирин расстрелян 14 августа 1937 года в Коммунарке. Реабилитирован. Остальные фигуранты его дела также  расстреляны.

Вместе с Фириным был арестован Сергей Пузицкий, начальник 3-го отдела Дмитровского ИТЛ НКВД (что-то вроде внутренней тайной полиции Дмитлага), комиссар госбезопасности 3-го ранга. Расстрелян 20 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

2 мая первая флотилия торжественно закончила прохождение по Каналу и ровно в 12:00 остановилась у пристани Химкинского речного вокзала.

4 мая начальник Волжского района Сергей Быховский освобождается от работы и исключается из списков личного состава в связи с арестом. Расстрелян 20 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

6 мая 1937 года Главный архитектор Канала Иосиф Фридлянд был снят со всех занимаемых им постов и арестован. Скорее всего из-за того, что был мужем родной сестры Ягоды. 21 июня того же года его расстреляли. Захоронен на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован.

В тот же день по делу Фирина арестован Анушеван Лазарев, начальник строительного отряда. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

11 мая 1937 года арестована Лидия Могилянская, сотрудница КВО. Расстреляна 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована.

В тот же день по делу Фирина арестована Галина Левицкая, скульптор в архитектурной мастерской. Расстреляна 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована.

17 мая 1937 года по делу Фирина арестован Павел Лухтикер, сотрудник КВО, секретарь редакции газеты «Перековка». Расстрелян 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

В тот же день по делу Фирина арестован Николай Жигульский, журналист, зав. отделом прозы в журнале «На штурм трассы». Расстрелян 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

18 мая 1937 года арестован Исмаил Шир-Ахмедов, инструктор КВО по национальной работе. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения  Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

В тот же день по делу Фирина арестован Давид Виленский, ответственный секретарь журнала «На штурм трассы». Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

19 мая 1937 года по делу Фирина арестован Михаил-Александр Брилев, начальник участка в Дмитровском ИТЛ НКВД. Расстрелян 6 июня 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

21 мая 1937 года по делу Фирина арестована Екатерина Гусева-Брилева (жена Михаила-Александра Брилева), кассир в парикмахерской для вольнонаемного состава. Расстреляна 19 августа 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована.

26 мая 1937 года арестован Николай Ефремов, начальник строительного отряда бетонщиков. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

В тот же день арестована жена Фирина Софья Залесская, сотрудница Разведывательного управления РККА, политрук. Расстреляна 22 августа 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована.

27 мая 1937 года арестован Игорь Терентьев, руководитель центральной агитбригады КВО. Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

30 мая 1937 года арестован Роман Тихомиров, журналист, секретарь журнала «На штурм трассы». Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

4 июня 1937 года арестован Глеб Кун, скульптор, график, начальник центральной художественной мастерской. Расстрелян 17 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

30 июня 1937 года арестован Константин Соболевский, художник центральных художественных мастерских. Расстрелян 14 сентября 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

14 июня 1937 года по делу Фирина арестована Галина Тасарская, начальник строительного отряда. Расстреляна 19 августа 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирована.

В июне 1937 года по делу Фирина арестован Борис Кравцов, командир отдельного дивизиона охраны. Расстрелян 6 июня 1937 года. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

5 июля 1937 года арестован Пётр Козырев, начальник архитектурной мастерской. Расстрелян 16 ноября 1937 г в Бутово. Реабилитирован.

15 июля 1937 года Канал Москва-Волга официально принят в эксплуатацию.

23 августа 1937 года по делу Фирина арестован Аскер Зейналов. Арестован будучи заключённым. Расстрелян 5 ноября 1937 г. Место захоронения Москва, Донское кладбище. Реабилитирован.

22 сентября 1937 года по делу Фирина арестован Лев Нитобург, литературный работник КВО Дмитлага. Расстрелян 5 ноября 1937 года. Захоронен на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован.

8 ноября 1937 года арестован Георгий Денисов, начальник сметного отдела Рыбинского участка канала Москва-Волга. Расстрелян 3 декабря 1937 года. Место захоронения Бутовский полигон.

5 июля 1938 года в связи с окончанием приема канала комиссией Наркомвода отдельный Дмитровский район ГУЛАГ (Дмитлаг) совместным приказом НКВД СССР и Наркомвода № 416 был ликвидирован.

24 декабря 1938 года арестован бывший начальник Управления строительства канала Москва-Волга Матвей Берман, на момент ареста ставший уже наркомом связи СССР. Приговорен 7 марта 1939 года к высшей мере наказания. В тот же день расстрелян. Захоронен на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован.

О Ежове повторять не буду. Только отмечу, что попытка реабилитации его не удалась. Вердикт Военной коллегии ВС РФ - реабилитации не подлежит.

Этот список жертв - только пример работы мясорубки репрессий, которая перемалывала не взирая на чины и звания.

Были и счастливчики. После заседания 14 июля 1937 года ЦИК СНК СССР постановил пунктом №4 «Досрочно освободить за ударную работу на строительстве канала Москва-Волга 55 000 заключенных». Помилование коснулось только осуждённых по «бытовым» статьям. Остальные зеки в лучшем случае отправились на другие сталинско-гулаговские стройки, в худшем -  в Бутово, Коммунарку или Донской крематорий.

Почему 28 апреля 1937 года начались массовые репрессии как заключённых, так и вольнонаёмных работников? Предполагаю, что Сталин испугался хорошо организованной системы Дмитлага, созданной в непосредственной близости Москвы Фириным. Под начальством Фирина была хорошо вооружённая и обученная лагерная охрана, немало преданных лично Фирину зеков (как бы ни странно это звучало) и уже освобождённых к моменту окончания строительства. У Дмитлага был даже собственный авиационный отряд. При этом не все работники Дмитлага находились в Дмитрове или вдоль трассы Канала. Часть их вела строительные работы непосредственно в Москве, возводя и канальские объекты, и жилые дома. Всё это под боком у Кремля. Вся машина Дмитлага могла быть направлена против Сталина. Военный переворот теоретически был возможен, подумал параноик Сталин и решил избавиться от опасного соседства, для начала обезглавив структуру - начальника Дмитлага Фирина. А затем разобрался и со всеми остальными. Возможно, что именно поездка 22 апреля 1937 года на строительство Канала Москва-Волга подтолкнула Сталина к конкретным действиям.

Из любимой игрушки Канал превратился в нелюбимую. Сталин не стал встречать первую флотилию на Речном вокзале в Химках. Говорят, что когда его спросили:

- Иосиф Виссарионович, когда подвести флотилию к стенам Кремля, к первому мая?

Сталин пренебрежительно ответил:

- Да хоть ко второму.

«Пожелание» было выполнено в точности. 2 мая 1937 года корабли стали на якорь у Кремля. Хотя логичнее было это сделать в праздник, в Международный день трудящихся.

Сталин не позволил использовать свою фамилию в названии Канала, хотя предложения были. Более 10 лет Канал имел «техническое» название - Канал Москва-Волга. И только в 1948 году ему присвоили имя Москвы в честь 800-летия города.

Краткое резюме посещения Сталиным и свитой 22 апреля 1937 года строительства Центрального и Икшинского районов, примерно распределённое по времени:

Земляная плотина №22

Временный мостик у верхних ворот шлюза №6

Верхняя голова шлюза №4

Временный мостик у верхних ворот шлюза №4 (киносъёмка)

Железнодорожный мост №421 (проездом между Влахернской и Яхромой)

Мостик нижних ворот шлюза №3

Правый берег шлюзовой камеры шлюза №3 (фото на марке, фото с Ежовым и без)

Машинный зал насосной станции №183 (фотомонтаж Сталин соло)

Правый берег отводного канала шлюза №3 (фото с Фириным)

Здание распределительного устройства

Станция Яхрома (отъезд)

Время в пути - 2 часа.

Использованные материалы:

Книги:

Лев Кассиль «Канал Москва-Волга. Путеводитель». Москва, Водный транспорт, 1938

Архитектура канала Москва-Волга. Под ред. И.Г.Сушкевич. Изд. Всесоюзной Академии Архитектуры, Москва, 1939, тир.10000

Комаровский А.Н. «Записки строителя», изд. Минообороны, Москва, 1972

Федоров Н.А. «Была ли тачка у министра...» Дмитров, СПАС, 1997

Буланов М.И. «Хроника Волжского района канала Москва-Волга», 2007

Периодика:

Журнал «USSR in construction» 1938 №2

Газета «Правда» №112 (7078) 23 апреля 1937

Газета «Комсомольская правда» №94 (3675) 23 апреля 1937

Газета «Советская Сибирь» №95 (5259) 24 апреля 1937

Газета «Большевистская сталь» №98 (1993) 29 апреля 1937

Газета «Правда» №119 (7085) 30 апреля 1937

Газета «Дмитровский вестник» №55 8 мая 2004

Газета «Дмитровский вестник» №47 (14843) 3 мая 2012

Интернет:

Сайт «Канал Москва-Волга» http://moskva-volga.ru

Портал «Мой Дмитров» http://www.moidmitrov.ru/

Сайт «Филателия» http://forum.philatelie.ru/topic1623.html

Сайт общества «Мемориал» http://lists.memo.ru/

Фото:

Коллекция Сергея Гаева

Previous post Next post
Up