Священник Павел Флоренский

Dec 08, 2012 14:30

Оригинал взят у nat_i в Священник Павел Флоренский
Сегодня 75 лет с того дня, как расстреляли отца Павла Флоренского - ученого и богослова. Он похоронен в общей могиле под Петербургом. Вот так уничтожали лучших, интеллектуальную элиту страны. Что же нам сегодня удивляться, что почти не осталось людей умных, порядочных, мужественных, благородных? Кого-то смел вихрь революции, кого-то - репрессии, а оставшихся выкосила война. Это действительно антропологическая катастрофа... Впрочем, я не об этом хотела сказать - это слишком грустная и тяжелая тема. Недавно читала главу из "Столпа и утверждения истины" о дружбе - какая глубины мысли и какая поэзия! Хочу поделиться одним фрагментом из этой главы:

"Обе стороны церковной жизни, т, е. сторона агапическая и сторона филичеcкая, братство и дружество, во многом протекают параллельно друг другу; можно было бы указать ряд таких форм и схем, которые одинаково относятся, как к той, так и к другой области. Основываясь на этимологии, правда мало вероятной, можно сказать, что брат - братель бремени жизненного, тот, кто берет на себя крест другого. Таково или нет происхождение слова брат, во всяком случае, по существу, брат есть братель бремени. Но таков же именно и друг. А, с другой стороны, если друг - другое Я, то разве нельзя сказать того же и о брате. В точках высшей многозначительности, на вершинах своих, обе струи, братство и дружество, стремятся даже совсем слиться; это и понятно, ибо приобщение ко Христу чрез таинство св. Евхаристии есть источник всякой духовности. Но, тем не менее, они несводимы друг на друга; каждая по-своему необходима в церковной экономии, подобно тому и в связи с тем, как каждое по своему необходимы и личное творчество и непрерывность предания: сочетание их дает двуединство, но не смешение, не отождествление. Для христианина всякий человек- ближний, но вовсе не всякий - друг. И враг, и ненавистник, и клеветник - все же ближний, но даже и любящий - не всегда друг, ибо отношения дружбы глубоко индивидуальны и исключительны. Так, даже Господь Иисус Христос называет апостолов своими «друзьями» лишь пред расставанием с ними, совсем на пороге своей крестной муки и смерти (Ин 15:15). Следовательно, наличность братьев, как бы любимы они ни были, не устраняет еще необходимости друга, и - наоборот. Напротив, потребность в друге - еще жгучее от наличности братьев, а данность друга включает в себя необходимость братьев. 'Αγάπη и φιλία только при недостаточной силе своей могут казаться почти одним и тем же, подобно тому как лишь нечистый брак «похож» на, - нечистое! - девство, а в пределе своем есть антиномически-сопряженная пара к пределу девства. Но, чем ярче и красочнее «раскрывшийся цветок души», тем очевиднее, тем бесспорнее антиномичность двух сторон любви, их двойственная сопряженность. Чтобы жить в среде братии, надо иметь Друга, хотя бы далекого; чтобы иметь Друга, надо жить в среде братии, по крайней мере быть с ними духом. В самом деле, чтобы ко всем относиться, как к самому себе, надо хоть в одном видеть себя, осязать самого себя, необходимо воспринимать в этом одном уже осуществленную, - хотя бы и частично, - победу над самостью. Таким одним и является Друг, агапическая любовь к которому есть следствие филической любви к нему. Но, с другой стороны, чтобы филическая любовь к Другу не выродилась в своеобразное себялюбие, чтобы Друг не стал просто условием уютной жизни, чтобы дружба имела глубину, необходимо проявление вовне и раскрытие снаружи тех сил, которые даются дружбою, т. е. необходима агапическая любовь к братьям".

церковь, новомученники и исповедники Российские, История Церкви ХХ века, история

Previous post Next post
Up