"Pap'occhio" ( 1980)

Sep 14, 2012 19:04

История о том, как итальянские звезды 32 года назад поглумились над церковью и верой, и что из этого вышло.
Дело было в Италии 32 года назад. В 1980-м, когда в СССР была Олимпиада, вышел на экраны фильм “Pap’occhio”, название которого трудно перевести на русский. С одной стороны - вроде бы неуважительное обращение к Папе Римскому, что-то вроде «Папаша», с другой - намек на Его Святейшества глаз. Телевизионный глаз.

Краткий сюжет: новоизбранный прогрессивный Папа Римский, в котором безошибочно опознается Иоанн Павел II, игнорируя протесты кардиналов, решает запустить «Ватикан-ТВ», и для работы над проектом приглашает команду раскрученных телевизионных звезд во главе с Ренцо Арборе. Если бы стояла задача адаптировать эту историю к нашей действительности, то она бы выглядела так: Патриарх, желающий популяризировать христианские ценности с помощью современных медиатехнологий, нанимает Comedy Club для создания рейтингового телешоу.

Арборе, играющий сам себя, притаскивает с собой в Ватикан тщательно подобранную команду ( в составе которой, на минуточку, - молодые Изабелла Росселини, Роберто Бениньи и даже Мартин Скорсезе) и от всей души развертывает там настоящий шоу-бизнес. Устраивает прослушивания длинноногим девушкам, которые в ответ на «как тебя зовут, малышка?» очаровательно хлопают ресницами и говорят: «Не поняла вопроса». Переделывает популярные итальянские песни на сугубо католический манер ( вместо челентановской “Buonasera, signorina, buonasera” репетирует вариант “Buonasera, suorina, buonasera” ( suora - монахиня). Ставит оригинальные музыкальные номера на темы смертных грехов. Ну и так далее.
Но это еще не все. Находясь в Ватикане, группа музыкантов и актеров периодически попадает в ситуации, пародирующие евангельские. То соберуться за столом в композиции Тайной Вечери, то кто-то кого-то заложит за 30 телефонных жетонов. Для продвинутых зрителей в фильме имеется еще один пласт, представляющий собой цитаты из самых известных религиозных фильмов в истории кино.

“Pap’occhio” вышел на экраны и через 3 недели был запрещен к показу. Инициировал этот процесс прокурор Бартоломеи из города Аквила, заявивший, что картина «глумится над католической верой и лично над его святейшеством Папой»...  “Pap’occhio” исчез из проката, но продолжал продаваться на видеокассетах.

Итак, это было в 1980-м. Еще не рухнул «железный занавес», еще Горбачев не был принят в Ватикане, еще не стрелял в Папу Иоанна Павла II Али Агджа, еще не входил Папа в мечеть и синагогу...  В 1998-м, через 18 лет после запрета, фильм Арборе был полностью реабилитирован и вторично выпущен в прокат. А сейчас, 32 года спустя, считается невероятно смешным, ироничным, тонким, изысканным, трогательным, и ни в коей мере не антикатолическим. Opus Dei вообще признал “Pap’occhio” «художественным произведением, имеющим несомненное апостольское значение». Прекрасная нежная шутка, исполненная глубинного смысла, шутка, которой католики пошутили сами над собой, прекрасный семейный розыгрыш... А ведь еще в 1980-м создатели фильма пытались безуспешно доказать, что не имели в виду ничего плохого, когда давали показания на слушаниях по делу о запрете.

Историки кино раскопали глубокий смысл в некоторых сценах. Например та, в которой Бениньи реставрирует фреску Микеланджело и произносит воображаемый диалог между Иисусом и Марксом, теперь считается предсказанием краха коммунистической системы. Неаполитанский хор, исполняющий Azzuro, не открывая рта, чем не блестящая метафора, иллюстрирующая проблему свободы слова? А Мартин Скорсезе, руководящий съемками первого выпуска "Ватикан-ТВ", тот самый Скорсезе, который через 7 лет снимет «Последнее искушение», из-за которого люди станут поджигать кинотеатры? Каково?

Кстати, когда в 1997-м телеканал Ватикана заработал в реальности, его главрежем стал Пупи Авати, человек помогавший Пазолини писать сценарий к "120 дням Содома"...

Я смотрела “Pap’occhio”  на видео в 1992-м. Одна сцена запала в память. Уже тогда я думала - где же тут кощунство глумление? А сейчас, по-моему, время сделало образ Папы еще более обаятельным.

Увы, отрывки из фильма существуют только по-итальянски. Поэтому объясню суть сцены. К Папе пришел учитель итальянского и ругается: Папа занимается плохо, к занятиям не готовится, завтрашнюю речь не выучил... В общем безобразие! И глаголы опять спрягает неправильно. Вот например глагол «верить». Как мы проспрягаем его? Я - верю, ты - веришь, он - верит, мы - верим, вы - верите, они... «Уверуют!» - радостно выкрикивает Папа, делая ошибку.

image Click to view


 Вот так как-то. В шутке глубокий смысл, в грамматической ошибке - правда.А никаких параллелей я не провожу. Сами проводите, если хочетсяJ.
Ну и вот еще кусочек с участием Скорсезе. 

image Click to view



кино, во что верят люди, цензура

Previous post Next post
Up