В этот весьма и весьма подходящий день пишу вам, френды дорогие, давно уже замысленный "СТРАШНОГО УЖАСА ПСТО" :)
Смотрим для начала на эту фотографию и думаем, настораживает ли она нас чем-нибудь?
Дама на этой фотографии мертва. Мертва не потому, что фотография безумно старая, а потому что снимок сделан с уже мертвой дамы.
Был такой фильм в 2001 году - "Другие". Там подобные фото играли поворотную роль в развитии сюжета. И я тогда еще подумала, неужели такое действительно бывало в строгую целомудренную Викторианскую эпоху или этот феномен какой-нибудь особенно талантливый сценарист придумал?
Оказалось, не то что бывало, а настолько было распространено, что от этого немного едет крыша. Ничего мы не знаем о прошлом и представления наши о нем страшно штампованные. Ну разве можно было представить, что чопорные богатые английские семейства ( а услуги фотографа в те времена были не дешевы), стоило только умирающему испустить последний вздох, немедленно посылали за фотографом? А потом, пока он устанавливал свою сложную аппаратуру, дорогого покойного наряжали и причесывали?
"Иконография" такого рода снимков крайне любопытна. Чаще всего эксплуатируется тема сна, как и в случае с нашей дамой. Кто-то прикорнул в кресле, кто-то прилег на кушетку. Но есть и такие посмертные фотографии, на которых усопший стоит! (Для этого использовались специальные приспособления) И довольно часто стоит не в одиночестве, а окруженный родственниками. Бывали истории, когда люди хранили в семейных альбомах подобные снимки, ни о чем не догадываясь, пока они случайно не попадались на глаза специалисту, который говорил: "Ой! А вы знаете, что на этой фотографии ваш пра-пра-дедушка, простите, уже того-с?" Обычный человек действительно едва ли что-то заподозрит. Фотографии старые, черно-белые, полувыцветшие или наоборот сильно отретушированные. А фотографы Викторианской эпохи - вот, затейники! - еще и рисовали покойникам глаза поверх закрытых век. Так что, поди разберись. Вот
тут например одна девушка просит знатоков помочь ей разобраться, кто из ее предков на фотографиях живой, а кто - не очень.
Даже удивительно, что Голливуд затронул эту тему только однажды в "Других". Потому что, судя по всему, это была целая индустрия. И наверняка существовали фотографы, специализировавшиеся именно в съемке умерших. Какими сюжетами можно было бы обогатить жанр фильма-ужаса!
И с какой же целью все это делалось? Вот тут для меня начинается самое интересное. Конечно, первое, что приходит в голову, - не успели снять при жизни, и вот теперь торопятся, чтобы от человека хоть одна карточка осталась. Но эта гипотеза хлипкая. Все-таки позволить себе фотографию могли люди богатые, и позволяли они ее себе достаточно регулярно, по крайней мере все важные этапы жизни человека старались зафиксировать. Так что перед нами совершенно отдельный жанр - посмертный фотопортрет. И смысл его, ИМХО, очень глубокий.
Когда-то я думала, что обычай фотографироваться рядом с усопшим ( соратники у гроба революционера), - исключительно советская атеистическая дикость. Мне говорили ( сама никогда не видела), что на каком-то этапе советской истории довольно популярным был и "фотопортрет в гробу". Но ничто не ново в этом лучшем из миров. Этот жанр существовал и раньше, есть аналогичные знаменитые наброски, сделанные с Пушкина и Гоголя. Есть посмертные маски, есть западная религиозная живопись и иконы, в которых, например, изображение мертвого Спасителя - не только не табу, но и довольно распространенный сюжет.
В этом контексте викторианские фото конечно кажутся страшноватыми и диковатыми, но только на первый взгляд. Лично мне кажется, что создание подобной фотографии подразумевает только одно - она не последняя. Она просто фиксирует важный этап пути. А дальше фотоальбом продолжается. Что-нибудь вроде "А вот здесь я встречаюсь с бабушкой, а тут у меня видите какое лицо обалдевшее, а вот на этой фотографии я уже начал что-то понимать".