ЧТО СКАЗАЛ ПОКОЙНИК
1999
С этого 10серийного сериала началось когда-то мое знакомство с творчеством Иоанны Хмелевской.
До этого момента я не знала о существовании данной польской писательницы, но неимоверно увлеклась ею, попутно выяснив, что в виде текста Хмелевская нравится мне больше, но доступ к текстам у меня ничтожен. Все же был тот самый 99й год.
Сериал снят по одноименному остросюжетному роману пани Иоанны и входит в ее цикл "Пани Иоанна", где все романы... как бы связаны одной героиней. В целом, в цикле есть главная героиня, вокруг которой происходят все события, есть общие герои, встречающиеся в книгах, но в целом романы не похожи на цикл про Фандорина, Бонда или Пуаро. В целом каждую из "Иоанн" можно воспринимать самостоятельно, как отдельный персонаж.
В произведении "Что сказал покойник" главная героиня влипает в неприятность в подпольном игорном доме. Умирающий член наркобанды сообщает ей координаты клада, перепутав девушку со связной. Преступники желают узнать данные, а потому увозят Иоанну с собой. Так начинаются приключения героини. Ей предстоит всеми силами скрывать координаты, ведь только так она представляет хоть какую-то ценность для бандитов. Боясь за ее знания, они будут оберегать ее и преследовать, а героине потребуются ум, смекалка, хитрость и смелость, чтобы выжить.
Я была в диком восторге от героини романа много лет назад. И угорала над сериалом. Годы спустя смотрится не хуже, героиня очень современная, сильная женщина против мира мужчин=))) Но ужасно бесит следователь из Копенгагена. Да, эта часть должна быть юмористической, ко сейчас воспринималась с раздражением, ведь из-за лени, глупости и зацикленности одного старика героиня была вынуждена самостоятельно решать все свои проблемы, а он, вроде как друг, оказался не способен ни помочь, ни спасти.
И раз уж я начала в этом запале ностальгии пересматривать (и читать) Хмелевскую, то я пересмотрела и второй сериал, который застала когда-то.
ПАН ИЛИ ПРОПАЛ
2003
Этот сериал снят в основном по роману Хмелевской "Все красное", но для аж 16 серий сюжет сериала напичкали дополнительными деталями, взятыми из других книг, придуманными на основе истории.
Лишь много лет спустя я узнала, что в сериале было аж 16 серий. Я его смотрела где-то с середины или даже самый конец. И если к первому сериалу у меня не было претензий, то тут получился целый ворох.
Хотя тут опять же пригласили огромное число известных актеров, кастинг вышел ну очень странным и кое в чем нелепым. Так Павел и по книге, и по сериалу - юноша чуть за 20 (возраст не указывается, но поведение персонажа есть), но в сериале его играет актер, который даже и близко на совсем молодого человека не похож. Главная героиня опять же выглядит не в книжный образ, где обычная для Хмелевской деятельная и живая героиня. Да и в остальном...
Удачным оказался только представитель датской полиции и то, как обыграли каждое его появление.
Но надо сказать, что это еще довольно удачные экранизации. Наиболее неудачными стали снятые в 60е и 70е фильмы по романам Хмелевской. Они полностью польские. Казалось бы, на родине автора должны быть созданы достаточно удачные версии, тем более, если автор помогает со сценарием. Но нет.
"Украденную коллекцию" 1979 года я не досмотрела, мне не понравилось с самого начала, а вот "Лекарство от любви" 1966 года снятый по роману "Клин" (в русском переводе выходил как "Клин клином") 1964 г. полностью испортил изначальную идею истории. В итоге ни название не оправдал, ни сюжет не раскрыл.
"Клин" рассказывает о молодой женщине, которая страдает от неразделенной любви к мужчине, который встречается с ней, если бывает в городе. Она переживает, ревнует, хочет его забыть, но, стоит ему приехать, изнывает в ожидании его звонка.
И в очередной свой визит мужчина не звонит, а героиня не может позвонить сама, ведь ей не хочется опозориться частыми звонками перед работниками гостиницы. И она решает попросить об услуге подругу. В процессе телефонного звонка к ним случайно присоединяется посторонний (действие все же в 60е и такое - не редкость для домашнего, и в 90е бывало, что кто-то чужой прорывался) и предлагает позвонить. Так начинается случайное знакомство, в котором одна сторона - то ли преступник, то ли секретный агент, а вторая - эмоциональная и очень деятельная женщина. Желая разгадать загадку личности своего собеседника, героиня приложит все усилия и все свои таланты, разыскивая сведения, попутно напрочь забыв о своей неразделенной любви, но вляпавшись в историю с бандой.
В фильме угробили всю таинственность, связанную с телефонными звонками, изменили направление деятельности банды, уловили настроение героини и ее подруги, но потеряли все остальное. В итоге как отдельное произведение и комедия из 60х филь мнеплох, но вот как экранизация отличного (и дебютного) романа Хмелевской - полный фуфел.
Кроме этих фильмов и сериалов по Хмелевской было поставлено несколько телеспектаклей, но мне не удалось найти их не то что в переводе, но вообще хоть в каком-то виде, хотя "Телевизионный театр" - очень долгоиграющий польский проект, они ставят спектакли с 1953 года и по сию пору.