Про фильм «Душка»

May 08, 2012 13:02


Душка

23 апреля мой шестичасовой съёмочный день завершился интересной встречей в клубе “Фитиль” на Фрунзенской набережной.


www.snob.ruНаписала чуть по-другому для «Сноба»



Душка

23 апреля мой шестичасовой съёмочный день завершился интересной встречей в клубе “Фитиль” на Фрунзенской набережной.

Пространство этого клуба разделено на четыре части, которые мне напоминают четыре разных кадра из одного фильма. Поднимаюсь на второй этаж, в полумраке за столиками сидят совсем разные люди, интересные, молчаливые, образные. Среди них Йос Стеллинг. Через некоторое время мы спускаемся в кинозал. С первых же кадров фильма, Йос Стеллинг уводит в свой продуманный ритм. Даже свет в кафе гаснет музыкально, на каждую ноту. В посекундном временном пространстве фильма послушно живёт зритель, не переживая и не скучая. Похоже все кадры режиссёр уже представлял визуально, они словно картинные зарисовки. В этой картине продумана каждая деталь, интонация. Всё едино: музыка, ритм, пластика, операторский глаз. Действие начинается без слов, они абсолютно не нужны. Писатель молча выходит из кинотеатра, пьёт кофе и читает книги в кафе, ведёт машину в дождь, останавливается, заметив девушку через широкую витрину Brasserie, она садится к нему в машину, дотрагивается до игрушки и... на двенадцатой минуте первый вопрос: «Что это?». Через три минуты тот же вопрос: «что это?»
- Мой сценарий, отвечает он.
Писательское одиночество не угнетает, но девушка уже существует в его сценарии. Далее каждое слово попадает в ритм тишины или в музыкальный такт. Во время фильма писатель стареет, денди превращается в молчаливого романтика. Абсолютная органика в игре Джина Бервутса. Весь фильм - нескончаемая дорога: пыльная, гладкая, ухабистая, зелёная, в зависимости от сюжета сцены. Напротив его дома небольшой кинотеатр, мигающий неоновыми буквами. Дорогу к девушке-билетёрше (Сильвия Хукс) разрезают рельсы, но Боб покупает билет на сеанс снова и снова. Стеллинг ничего не навязывает, не запихивает еду насильно, предлагая зрителю самому добавлять специи в этот кулинарный изыск.
Простота хуже воровства, только он друг, а не вор.
Линия жизни персонажа по имени Душка - лишь зарисовка, но очень важный эпизод. Он пришёл в жизнь писателя и ушёл, оставив неизгладимое впечатление и изменив траекторию его пути. Но Сергей Маковецкий сыграл так трогательно и жалостливо, что зритель пошёл за ним, сопереживая и рассуждая о русской душе. «Я твой друг, я тебя не оставлю, пока ты сам этого не захочешь»...
И даже его шапка напоминает пёсика.



Приключения журналиста в России - это тоже смешные гротесковые зарисовки. Сразу представляется петербургская картина «интуриста из окна автобуса» на дворцовой площади. Водка, матрёшка, балалайка, четыре “Лебединых озера” в один день с левым составом, “мы видели русский балет” и т.д. В фильме мы видим эти зарисовки глазами Стеллинга - художника, который не хотел никого обидеть. Он написал то, что увидел, а там и правда смешного и абсурдного было много, материала хватило бы на несколько сценариев.
Как этот Душка получился. По раздолбанной деревенской дороге трясётся старый автобус. Под народный хор "Что стоишь, качаясь, тонкая рябина" рождается ребёнок, склонясь над ним деревенские бабы говорят “душка”. На экране буквы: DUSKA. Вот так он и произошёл. Вырос, попал в жизнь писателя, достал писателя и всё. Почти никакого сочуствия, о котором зритель как-то задумался, лишь авторское сопереживание герою повествования, ему ведь жалко сразу выкидывать Душку на улицу, лучше, чуть позже, но на помойку. "Доставалово" Душка, стоя под писательским окном, записал на звуковую писательскую память Боб...боб...боб, слова, ритмично отчеканенные в каждом звуке...
Йос Стеллинг: «На фестивале в Петербурге появился один персонаж. Его звали Юрий. Он пробрался на конференцию и хотел задать мне вопрос, но его выставили, потому что он уже был всем известен, как любитель поесть на банкетах “на халяву”. Мы стали друзьями, точнее он всегда следовал за мной и говорил, что он мой друг. Я ему послал вилку, которая удлинняется, как школьная указка. Конечно, подарок был с издёвкой, но он прислал мне ответ с большой благодарностью, и сказал, что теперь эта вилка всегда с ним, как самый необходимый предмет. Затем он прислал мне странный подарок. Это был дождевой плащ, который, по его словам, “нельзя доставать из маленькой коробочки, потому что запихнуть его обратно будет невозможно”. Юрий следовал за мной “как друг”, его выставляли из отеля, но он проникал через служебный вход, и я всегда обнаруживал его внутри. Он просто сам следовал сценарию, который уже писался в “моей мастерской”. Я даже хотел, чтобы он сам себя сыграл в моём фильме, но это было невозможно, он совсем не может быть актёром».



После показа были вопросы, а это очень и очень хороший знак. Работы Стеллинга не слишком известны в России, и встреча с режиссёром сама по себе уникальна, потому заслуживает описания.
Анна Плисецкая: - Фильм от начала и до конца имеет единый внутренний ритм, который не изменен на протяжении всей картины. Рассказ мне показался эмоционально ровным. В чём я ошибаюсь?
Йос Стеллинг: - Да, ритмически картина выверена, но эмоциональный фон возрастает. Это как большое здание (показывает пирамиду), оно строится вверх. В душе героя постоянные перемены, от подъема до депрессии .
Анна Плисецкая: - Лейтмотивом фильма (кроме конечно классической музыки), стала песня "что стоишь, качаясь, тонкая рябина". Вначале она поётся по-народному, затем инструментально, а в конце запись хора. Мне показалось, что поют с акцентом.
Йос Стеллинг: - Да, это девочка голандская актриса в студии записала :)
Анна Плисецкая: - Некоторые комичные ситуации, связанные с приключениями в России описаны точно. Были ли у Вас ассистены, которые подсказывали или рассказывали такие случаи, например историю на пресс-конференции в "доме кино"?
Йос Стеллинг: Случаев было такое количество, что я показал лишь 10% из них. Это пожалуй первый микрофон, который работает (показывает). До Иваново мы ехали на машине 9 часов. По прибытию нас встречала толпа на площади перед клубом. Всё было готово на улице, но зайдя в клуб, мы увидели, что он пуст, там ничего не было. Я подумал, что организаторы хотели сделать нечто похожее на "Оскар". Нас встретил директор фестиваля, одетый в белый костюм (он сказал "с ног до головы в белом"). Этот человек взял микрофон и начал петь. Я спросил: "зачем он поёт?", мне ответили: "он организовал кинофестиваль, чтобы собрать аудиторию себе, как певцу". Затем вышел французский посол с воздушным шариком и сказал, что "есть хорошая новость - Ширак встречается с Путиным".
До конца вечера Стеллинг продолжал рассказывать о своих приключениях в России, смешные эпизоды из жизни людей, так веселящие публику.


стеллинг, статья, вот..., интервью, фильм, кино, душка, сноб

Previous post Next post
Up