Apr 10, 2016 13:50
Если задаться вопросом, а какую такую важную функцию играет в нашей жизни стыд, зачем эволюции надо было его выработать, исходя из того, что природа мудра, то можно обнаружить, что стыд говорит о ценности чего-либо, то есть его появление означает нарушение этой ценности. И его функция, так же как и у других чувств - поддерживать самосохранение организма, сигнализируя сознанию о том, что где-то происходит нарушение. Стыд - это такая моральная боль, когда личности, как части организма, наносится ущерб.
Есть стыд здоровый, и есть стыд невротический.
Здоровый - это когда без всяких влияний из вне мне стыдно, когда нарушается моя ценность или ценность другого человека. Например, когда в силу каких-то обстоятельств мне пришлось унизиться, позволить другим людям делать со мной то, от чего мне плохо, наступить на горло своему чувству собственного достоинства. Когда человек чувствует стыд, говоря о такой ситуации, этот стыд как раз и сигнализирует о том, что человек, его жизнь, его личность имеют ценность. Или например, человек может чувствовать стыд за свой поступок, нарушающий ценность другого человека, например, насилие или обман, это стыд сигнализирует нам о ценности здоровья, жизни и личности другого человека.
Если один человек поступает унизительно по отношению к другому человеку и не чувствует стыда за свой поступок, то здесь можно говорить о том, что и его собственое достоинство сломлено. Стыдно за такой поступок может быть только тому, кто сохранил собственное достоинство, собственную честь - как честность с собой, свой внутренний голос, который всегда знает, что хорошо и что плохо.
Человек, потерявший свое достоинство, теряет опору в себе, и вынужден хвататься за зыбкие внешние ориентиры, которые меняются под любым веянием времени, меняются от человека к человеку, и именно из-за этой изменчивости внешних нравственных ориентиров он все время чувствует тревогу и очень неуверен в себе. Самая надежная опора - внутри. Ломаться она может, когда у психики не хватает ресурсов противостоять внешнему пагубному влиянию безнравственности. Один против всех - это неравная схватка.
А есть стыд невротический, он возникает когда человек уже потерял опору на себя, и только внешние ориентиры помогают ему держаться на плаву, когда ценность перенесена из внутреннего поля во внешнее. Такой человек легко становится жертвой манипуляций, потому что не может опереться на свое достоинство, но жажда чувствовать себя ценным заставляет его идти на поводу у невротического стыда, лишь бы кто-то другой признал его ценность. Это попытка засчет внешних ориентиров восстановить внутренние. Она всегда обречена на провал, достоинство можно восстановить только изнутри, перестав соглашаться на то, что мне не подходит, медленно, но верно возвращая себе себя, свое право на отвращение и злость как инструменты сохранения дистанции с тем, что мне вредит, что разрушает мою ценность.