Нелегитимное сиротство

Sep 24, 2014 13:05

Я буду писать сейчас о травме, которую переживает ребенок, отделенный от матери в младенческом и раннем детском возрасте.
Начну с того, что у маленького ребенка восприятие окружающего мира держится на телесном контакте с окружающей средой. Мышление, память, то есть высшая нервная деятельность, не развиты. Если вы видели новорожденных котят или щенков, которые слепые и ориентируются в основном на запах и телпо или холод, то вот примерно и маленький ребенок в таком состоянии находится. Именно тело в чистом виде распознает условия безопасности или небезопасности.
Родившись, ребенок бессознательно ищет ту самую привычную среду, к которой он привык во время внутриутробного развития, и первая среда после рождения - это мамино тело, такое же теплое, так же ощущаемое всеми органами чувств.

В советским роддомах детей у матерей забирали, и первая катастрофическая потеря матери происходила именно тогда. Первый опыт сиротства. Многих детей в раннем детском возрасте забирали бабушки и дедушки, были круглосуточные ясли, для того, чтобы мамы могли работать. Это был следующий опыт сиротства.

Поскольку память у маленького ребенка сиюминутная, у него малейшие изменения облика матери вызывают ощущение потери. Недавно на ФБ видела ролик, как ребенок реагирует на отца, который сбрил бороду. Он не узнает его и кричит  от отчаяния, потому что потерял такого любимого и родного, привычного отца. А ребенок, отлученный от матери на несколько месяцев, видит не ту мать, которая у него была с рождения, а нового незнакомого человека, которого он "должен любить".

Каждый раз такой ребенок переживает потерю матери как бы "навсегда". Но реакция окружающей среды не соответствует тому, что ребенок переживает. Ему же объясняют, да и ведут себя: "это мы, твои родители, все те же". Но ребенок растет очень быстро, и для него все уже не то же самое. Достаточно вспомнить, как вы возвращались в детстве из отпуска: вроде та же комната, но она какая-то другая, и в ней нет того чувства, которое было раньше до этого.  И вот, поскольку среда не откликается, ребенок вынужден спрятать свою боль потери, свое горе глубоко внутрь себя, потому что по факту он не лишился родителей. В отличие от детей, которые по-настоящему потеряли родителей, то есть родители умерли, у ребенка, регулярно теряющего мать, как бы нет права горевать, несмотря на то, что опыт осиротения присутствует в его жизни.

Со временем ребенок привыкает подавлять в себе горюющую животную часть, и развивает рациональную оценивающую часть, которая и становится его способом контактировать с миром и с самим собой. Она и диктует ему, как он "должен" себя чувствовать и чего он "должен" хотеть. Контакт со своим истинным "я" нарушается. В последствии ребенок всеми силами старается избегать контакта с собой, чтобы не наткнуться на свою незажившую рану. В этом месте и начинается бег от себя. А непережитое горе - это все стадии принятия неизбежного: отрицание, гнев, отчаяние, в которых ребенок не получает поддержки любящего окружения. Сталкиваясь с этой раной, человек чувствует то самое одиночество в своем горе, которое он пережил много раз именно из-за отсутствия поддержки среды, ее отклика, адекватного его горю.

Previous post Next post
Up