Jul 31, 2013 10:29
Еще добавлю.
Основным и базовым защитным механизмом является слияние. Все остальные защиты являются его производными. Слияние - это первое, что переживает плод внутри матери, являясь его частью. Самое безопасное состояние человека - это быть плодом. Все потребности удовлетворены биологически: я принят, я защищен, я сыт, мне тепло. Все это мне обеспечивает другой человек - мать. Когда дети не чувствуют себя в безопасности, они инстинктивно заворачиваются в одеяло, прячутся в него, воссоздавая это состояние плода. Плод не может чувствовать границ своего тела и не может выделять свои чувства и потребности. Этому его учат его родители после его рождения. И если потребности ребенка удовлетворяются не как его отдельные потребности, а как свои собственные, то осознавание своей отделенности и не происходит. Границы не обнаруживаются. И человек продолжает считать себя частью другого человека, а его - частью себя. И любое обозначение отдельности вызывает страх или злость, которая служит тому, чтобы изменить объект, подчинить его себе, чтобы он продолжал оставаться его частью. Насилие, как ни странно - следствие желания обрести безопасность. Поэтому именно самые жестокие люди есть самые несчастные.
Не узнав о своей отдельности в теплой и дружественной обстановке, помогающей ему пережить фрустрацию, страх и снова обрести опору в том, что отдельность не значит небезопасность, человек всячески избегает осознать свою отдельность. Для такого человека это равносильно обнаружить себя младенцем в мире, где уже никто не будет о нем заботится, абсолютно беспомощным и не могущим себя защитить. Ведь эта функция все время возлагалась на "часть меня" - другого человека. Поэтому часто, когда человек обнаруживает, что другой и не думает себя признавать его своей частью, думать так же, хотеть того же, чувствовать то же самое, это вызывает приступ злости, как агрессию направленную на восстановление безопасности.
Человек, который испытывает трудности с индентификацией своих чувств, не может использовать их себе во благо. В этом случае случается рационализация и интеллектуализация. То есть вместо природного компаса, человек начинает оперировать понятиями, для того чтобы определить, подходит ему кто-то или нет. Ориентироваться же как-то надо. За основу тут принимаются высказывания других людей. И чем красивее высказывание, тем больше ему человек доверяет. Красивее - значит больше соответствует понятию совершенства в его личном представлении. Например, хороший человек не станет говорить, что ему что-то неприятно, не станет кричать и злиться. Я буду доверять только тем, кто никогда не говорит ничего плохого обо мне и никогда не проявляет негативных реакций. Такое ориентирование, если вы понимаете, обречено на провал. То есть таких людей нет. А значит доверять никому нельзя. И здесь каждый сам себе хозяин и сам выстраивает критерии своего доверия.
Без этих критериев жить невозможно. Они так же ценны, как и защиты. Но проблема в том, что эти критерии не пересматриваются. Человек, переживший много небезопасности хочет раз и навсегда иметь надежную опору. И именно поэтому не склонен менять свои критерии.
Раз и навсегда безопасности нет. Мы лодки в море жизни. А в море погода все время меняется.