Забайкальские старообрядцы проживают у нас в Бурятии на территориях Тарбагатайского, Бичурского, Мухоршибирского и Заиграевского районов, а также в селах - Ново-Десятницкое (Кяхтинский район), Ягодное (Селенгинский район), Хасурта (Хоринский район), Леоновка и Вознесеновка (Кижингинский район), в городах Улан-Удэ, Гусиноозерск.
Тарбагатай, Куйтун, Куналей существовали задолго до прибытия в Забайкалье старообрядцев.Но именно здесь более крупное поселение семейских. Село Десятниково куда мы попали вместе с гостями Туристического форума, находиться в нескольких километрах от Тарбагатая.
Семейские по Далю: «Забайкальские раскольники, переселенные семейно». Мне кажется он попал в самую точку. Семья - Семейские. В селениях существовала крестьянская (или сельская) община, все основные решения принимал мирской сход. В семье главенствовал самый отец или самый старый мужчина.
Целыми общинами, семьями они были сосланы в конце XVIII вв. В 60-е годы XVIII века правительство Екатерины II с помощью военной силы переселило старообрядцев из польских пределов в Сибирь. Часть их поселили на Алтае, где они получили название «поляки», по Барабе, а самую большую часть отправили за Байкал-море. Тут они были поселены, как уже было отмечено, семьями, почему за ними закрепился этноним «семейские».
Сразу отмечу побывали мы практически набегом, вместе с гостями, именно в этом фоторепортаже отражено радушие и живость сохраненных традиций которые приехав в Бурятию может увидеть каждый гость.
1. Встречали нас хлебом солью на горе Омулевая.
2. Гости были в восторге от красавиц встречавших нас.
3.
4. Гора «Спящий лев» (народное название - «Омулевая»), является уникальным природным памятником и одним из священных мест для буддистов Бурятии. Очертания горы очень похожи на спящего льва. Его голова с косматой гривой покоится на лапах, видна мощная спина, а дорога у склона похожа на львиный хвост. Cклон горы сплошь покрыт редкими растениями, многие из которых занесены в Красную книгу, на камнях ростут разноцветные лишайники, а в норках прячутся пушистые суслики. Отсюда открывается очень живописная панорама долины Селенги - самой большой реки впадающей в Байкал и окрестных гор
5. Гости из Китая.
6. Такая свобода и свежий ветер.
7.
8. Природа в Тарбагатайском районе прекрасна в любое время года.
9. Тарбагатай - топоним, ведущий своё происхождение от монгольского слова тарвагатай - «[место, где] имеются тарбаганы».
10. Гостей встречали детки, румяные, голосистые
Click to view
Послушайте.
11. Гости были в восторге.
12. Детки угощали всех "пирожениками" с черемухой.
13.
14.
15. Мальчишки с удовольствием уплетали сами ))
16. В селе Тарбагатай стоит памятник воинам ВОВ.
17. Фрагмент памятника.
18.Улицы ровные. достаточно широкие. Избы крашеные снаружи масляной краской.
19. Окна в наличниках.
20. Фрагмент наличника.
21. Старый дом на повороте улицы.
22. Мосток построенный в советское время через речку.
23. Портрет красивой женщины.
24. Дом во дворе за церковью. Хозяйство отца Сергия. Тут у него и огородина и дом.
25. Отец Сергий Палий поставил во дворе два старых дома. Отреставрировал, наполнил утварью.
26. "Пироженики" с черемухой вкуснятина!
27. Настоящее сало не из магазина, тает во рту, в руках и плавится да же при взгляде на него)) Нежное, вкусное с чесночком.... ( тут нужно подтереть роток, а то слюни текут)
28. Самовары.
29. В доме отец Сергий вместе с матушкой все урасили.
30. Старые колеса в сарае.
31. Жернова.
32. Ткацкий станок.
33. Ткацкий челнок.
34. В красном углу иконы.
35. Ручная работа. На кровати постелено под покрывалом, не простыня ( забыла как называется) у бабушки моей так то же кровать заправляли.
36. Буфет, сундук, одежда "сарахфаны". Семейских отличала их неистребимая потребность в красоте, которая внешне выражается в яркости и буйстве красок. Одежда шилась из дорогих цветастых тканей: атласа, кашемира, бурса, канфы, шелка, плиса. Возможно, только у семейских, благодаря их преданности старине, сохраняются те формы русской одежды, которые у других групп русского народа давно вытеснены европейским костюмом.
37. Доска для разделки со старинным рисунком. «Браво было» во всем: в одежде, в украшении, в утвари, в резьбе по дереву и в росписи домов.
38.
taras_enko приобщается к быту семейских.
39. Кровать. Я у бабушки на такой спала, а когда она не видела прыгал на ней)))
40. Шкаф с посудой. Весь покрашен краской.
41.
42. Внутри изба так же крашеная. Для семейских характерен культ чистоты - духовной и физической. Это было присуще им в религиозной жизни, в быту в отношении к пище и посуде. Чистоте помыслов соответствовала чистота тела, жилища, одежды.
43. Не считая нового пола ( старый видимо был совсем не пригоден) все в этом доме дышит историей.
44. Быт придавал уверенность в правильности выбранной старой веры, старых обрядов, создавал духовно-психологический комфорт в семье, в общине, уставщики умело корректировали духовное и психическое здоровье верующих. Все это вкупе с трудолюбием возвышало старообрядцев.
Все это не могло не повлиять на колорит и своеобразие их культуры, на красочность одежды, быта, на декоративное оформление домов, нашло свое отражение в фольклоре и неповторимой красоте семейского распева.
45. Вторая комната видимо скоро будет оформлена до конца, но уже и сейчас можно прикоснутся к быту семейских.
46. Старообрядцы в Забайкалье выделялись одеждой, комплекс которой оформился в XVII - начале XVIII в., когда староверы проживали в Польше. Поскольку контингент старообрядческого населения, проживающего в пределах Польши, составлялся из жителей разных областей России, то это повлияло на оформление костюма семейских. Женский костюм включает в себя средне- и севернорусские особенности одежды: рубаху, прямой и косоклинный сарафан, пояс, запон (фартук), кичку, кокошник.
47. Обряд сватовства у семейских." Када девку-то запивають, задаток бяруть. Это што-нибудь ценное для нявесты, шоб ня отказалась потома. Задаток может быть буся янтарныя, брошка, пояс из атласных ниток шытый. Жаних у нявесты, задатки возьмёть, значит усё, свадьба скоро".
В лексике семейских к основному пласту общего великорусского языка наслоились и продолжают жить слова украинского, белорусского, польского, а в Бурятии и бурятского языков. Здесь вы встретите украинские слова и выражения: бульба, печерица, «на высокий забор похилился», «хмелю зелененький», «как за гаем, гаем, гаем зелененьким», белорусские: водянка, ночва, или ночевка, луста, лусточка (кусок хлеба) и проч.
48. Сосватали невесту повезли к себе домой.
49. Этот обряд сохранился и до наших дней, претерпел правда изменения, но жив еще.
50.
51.
52. В селе можно купить варенье, мёд, ягоды, пирожки, сметану, сливки все натуральное.
53. Наш министр культуры пустился в пляс.
54. Богатый стол у семейских.
55.
56.
57.
58.
59. На празднике гости могли войти в дом опсмотреть ка живут сегодня семейские.
60. Сервант.
61. Все добротно. Чисто.
62.
63.
taras_enko любят все )
64. Бабушка Марфа. В детстве лет в 10 мне попалась книга «Хмель» Алексея Черкасова, Сказания о людях тайги. Я с интересом и ужасом читала ее. Там я впервые прочла о различных течениях веры которая претерпевала, изменялась и дробилась у семейских. Именно там в книге я узнала о «беспоповцах», но спустя 20 лет я впервые увидела носителя этой веры. Беспоповцы - это носители Федосеевского толка, сторонники Феодосия Васильева, они не признавали священства. Чуть позже в 1994 году мама на первых книжных базарах купила мне всю трилогию Черкасова.
65.
66. Бабушка Марфа. 84 года. Носительница Федосеевского толка. Она и крестит и отпевает и молебны читает.
Последователи этого течения не признают попов. Они считают, что со времен Никона православная церковь отступила от «истинной веры», а настоящие православные священники перевелись. Беспоповцы следуют положению, согласно которому «каждый христианин есть священник», а оно вытекало из слов одного из ранних деятелей христианской церкви Иоанна Златоуста: «Сами себя освящайте, сами себе священники бывайте».
Click to view
Послушайте молитву бабушки Марфы. Услыште речь. Это просто здорово.
67. Ожившая улица села Десятникова.
68. Качели во дворе.
69. "Ляпешчти"
70.
72.
73. Андрюшка обрадовался увидев такое добро!
74.
75. Кровать.
76. Ступка.
77.Во дворе накрыты столы можно поесть "ляпешчти" с медом, вареньем, халвой.
78. Фрагмент ставень. Рисунок выполнен масляной краской.
79. У колодца во дворе.
80. В костюме семейских присутствуют и южнорусские черты одежды (бисерные украшения, косник, дутые бусы, украшения цветами (живыми и искусственными) и перьями птиц (селезня). В одежде старообрядцев Забайкалья находим украинские и белорусские влияния. У бурят они заимствовали отдельные виды верхней одежды: доху, меховые шапки (малахай), обувь (унты, пимы). Покрой зипунов, халатов и шуб был характерен для русского костюма.
81. Любимыми украшениями семейских Западного Забайкалья - девушек и женщин - были разноцветные бусы и янтарные ожерелья. Последние они называют - «янтари». В праздники девушки навешивали на шею по 3-8 связок янтарей. Самый крупный янтарь, находившийся в центре связки, был окольцован, как правило, серебряным ободком. Янтарь был привезен с места высылки из польских пределов и из Прибалтики. В Забайкалье у семейских он служил в качестве амулета и лекарства. Из-за недостатка в воде йода многие жители страдали заболеванием зоба. Вот почему женщины до старости носили под рубахой связку янтарных бус. В случае тяжелого заболевания щитовидной железы янтарь обращали в порошок и принимали внутрь. Потребность староверок в янтарных украшениях хорошо учитывали купцы Верхнеудинска и Кяхты.
82. Песни поют, аж душа пляшет.
83.
84. Быт и домохозяйство у семейских.
85.
86. Вот так пролетел одни день в гостях у семейских из сел Тарбагатая и Десятникова. И я там была, мёд-самогон пила, сало ела - веселилась от души!
А вы гости имеете возможность сами все увидеть своими глазами, стоить только приехать к нам в Бурятию.