Интервью с парфюмером, создателем парфюмерной мастерской "Пеликан" Валентином Чичковым

Dec 14, 2020 11:28


Почему независимые авторские проекты стоит воспринимать не только как способ самовыражения, но и как возможность исследовать новые границы себя через труды других

Моё увлечение селективной парфюмерией сводится к тому, что я постоянно нахожусь в поисках новых уникальных ароматов. Каждый мой жизненный этап пронизан определенным парфюмом. У кого-то история запечатлена в фотографиях, а у меня - в запахах. Как-то раз в шоу руме Очевидноеневероятное на полке среди приятных мелочей я обнаружила аккуратные флакончики, завернутые в шуршащую обертку и своим внешним видом напоминающие конфеты в фантиках. На этикетке значилось “Пеликан” и ручкой выведена дата производства. Продавец - консультант заметила мое любопытство к продукту и поспешила сообщить, что это ароматы одного начинающего парфюмера. На ее взгляд, они очень интересные. Рядом лежали тестеры. Так я открыла для себя идейные парфюмы Валентина Чичкова.



Валентин Чичков. Подмосковный парфюмер, создатель парфюмерной мастерской “Пеликан”, студент-заочник РХТУ Д. И. Менделеева



В нашей стране отношение к ароматом особенное. Большинство никогда не слышали про нишу и предпочитают покупать то, что “на слуху”. Помню, когда появилась Molecule, все побежали за Molecule. Chanel No. 5 можно услышать как от студентки в метро, так и от почтенного возраста женщины в театре. Как ты думаешь возможно ли у нас воспитать парфюмерную культуру?

Проработав не один год в парфюмерном магазине мне хотелось написать что-то вроде гайда "как зайти в парфюмерный и не удариться в грязь лицом". Как ни странно, не все слышали про молекулу, Но парфюмерная культура начинается и не с неё, а с чистой одежды и гигиены. Это выступает следствием осознанности и даже заботы о носах окружающих людей. Парфюм все же роскошь, оттого не может вменяться как обязанность. Только элитность эта не в цене, но без данного понимания удовольствии от ощущений будет намного меньше. Chanel No.5 не кажется мне столь распространенным сейчас, сколь велик след этого аромата в истории. Глобально в наши дни весьма востребованы ароматы свежие и легкие, а сложный цветочно-альдегидный шипр не совсем вписывается в эту концепцию. При том, что несколько лет назад было переиздание пятерки с прицелом как раз в более молодых потребительниц. Лицом рекламной кампании была Лили Роуз Депп, а сам парфюм сделали как раз более легким и добавили сочную фруктовую нотку. Его появление я застал в торговом зале и мог лично наблюдать реакцию людей. Интерес к новой версии проявляли, но покупали очень редко. Опуская совсем дикий трэш, свидетелем которого мне довелось быть, воспитать парфюмерную культуру безусловно можно. Способ этот довольно прост и заключается в том, чтобы делиться знаниями и развеивать мифы. Признаюсь, мысль о том количестве людей, с которыми я это провернул в процессе разных активностей, пробуждает во мне чувство гордости.



Валентин Чичков проводит мастер-класс по созданию душистой композиции

Что ты можешь сказать, в целом, про спрос на ароматы в условиях пандемии? Ты, как действующий парфюмер, замечаешь ли резкий спад в этой области или возможно, наоборот, есть скачок.

Все же спад. После объявления локдауна у меня отменился один большой частный проект, который должен был стать локомотивом для нескольких поменьше. Не состоялся фестиваль Бохо, в котором мы планировали принять участие. Оффлайн магазин, где мы выставлены, как и прочие непродовольственные, закрылся. В онлайне магазина оформлено не было, зато появилось время для его создания. Люди в большом количестве теряли рабочие места, бизнесы закрывались, в новостях постоянно повторялось про кризис, слово "оптимизация" начинало обретать новые краски. Среди тех, кто пользуется ароматами мастерской преобладают люди среднего и небольшого достатка, до которых кризису дотянуться проще. Вместе с друзьями Пеликана мы проживаем этот период на одной волне и с пониманием относимся к изменению ситуации в их жизни.



Братья Чичковы. Сплоченная команда мастерской ароматов “Пеликан”

За время карантина люди стали начитаннее, разборчивее, больше отдают предпочтение осознанному выбору во всем. Как ты считаешь, это стало относиться и к парфюмерии?

Мимо парфюмерной области это точно не пройдет. Стоит признать, что ограничения стимулируют креативность. Героем этого года стал интернет. То тут, то там, появлялось что-то новое, цифровое и дистанционное. Мне тоже очень хотелось, чтобы и мы что-нибудь обязательно создали. Так случилось, ко мне обратилась моя давняя подруга со звучной фамилией - Живописная. Она сказала, что хочет устроить выставку для своего возлюбленного. Мероприятие, о котором шла речь, проходило в нескольких городах. Я водил по нему экскурсии на стрелке “Октября” в Москве. Суть заключалась в синестезии фотографий в жанре ню и парфюмерных композиций. Три-четыре полотна с фотографиями, которые объединены одним запахом. Смотришь, обоняешь, погружаешься в небывалое измерение. Я связался с президентом Гильдии парфюмеров, которая выступала организатором той выставки. Мы стали разбирать возможные варианты, начиная от перевозки полотен и колб с составом из Питера в Москву. Для этого потребовалось бы большое количество человеко-часов на монтаж/демонтаж, плюс помещением служила квартира, где все непросто разместить. В таком случае цена близилась бы к крылу самолета. Но произошла невероятная магия, словно кремень и метал ударяются друг о друга и высекается искра, способная зажечь пламя. Мы пришли к решению, с которым была согласна моя дорогая Василиса. Вместо здоровых колб с ароматами, мы выбрали небольшие флаконы и бумажные блоттеры. Их не только намного проще переслать из другого города, но также можно убрать в шкаф и через время пройтись по ним еще раз. Коробченок душистых сопровождался специально записанным видео с комментариями автора и визуальным рядом. Пусть не все вышло идеально, мы были сильно ограничены во времени. Но от момента моего первого звонка Оксане Чернышовой до получения посылки прошло меньше недели. Я восхищаюсь и аплодирую стоя той силе, что таится в ней, когда речь заходит о реализации подобных проектов. Так оффлайн выставка превратилась в домашний диджитал перфоманс в условиях ограничений и перевернуло представление о том формате, в котором может проходить смотр искусств.



Для каждого аромата Пеликан можно разработать индивидуальный флакон

Не так много в нашей стране стремящихся стать парфюмерами. Вероятно это опять же про особое отношение наших соотечественников к ароматам. Как получилось, что ты решился на этот шаг?

Около семи лет назад я получил среднее специальное юридическое образование и работал на госслужбе. Рядом с собой я видел людей, которые провели там на десятки лет больше меня. Многие из них были невероятно добры ко мне и сделали для меня очень много, за что я остаюсь искренне благодарен им. Вместе с тем, они сами прибывали не в восторге от организации, рабочего процесса, внутренних коммуникаций и много чего еще. Не только у меня складывалось впечатление, что туннель реальности сужается. Пятница после понедельника начинает наступать все быстрее и незаметнее. Наверное в ком-то из них, как и во мне, мог быть банальный страх перемен. Правда, в отличие от большинства у меня не было детей, ипотеки или чего-то, что могло заякорить меня на одном месте. В тот момент я начал исследовать собственную свободу. Мне казалось безумием связывать свою жизнь с делом, которое не приносит простого удовольствия. Раз я сам волен принимать решения, то будь по-моему. Тогда встал вопрос о том, что же все таки делать. Очень хотелось быть причастным к творчеству и искусству. Параллельно с этим случился мой медовый год с миром андеграунд техно и хаус музыки. Эта культура оказала колоссальное влияние на меня и мое будущее. Бывает очень сложно найти ответ на вопрос, когда ты усиленно обдумаешь его. Мне же удалось как-то расслабиться и разрешить себе ни о чем не переживать, такая масштабная медитация. Тогда из ниоткуда возникла логическая цепочка мыслей: если есть духи, есть и парфюмер, который их создал. Но он должен был вначале где-то выучиться. Где? Мы привыкли, что искусство это то, что мы видим и слышим и буквально не замечаем того, что у нас под носом. В детстве меня завораживали впечатления от маминых духов, которыми она пользовалась. Таких историй вы услышите великое множество среди небольшого числа тех, кто решил стать парфюмером. Поэтому ни слова больше об эффекте Пруста. Меня восхитила сама идея того, что можно заниматься запахами. В этой области можно развиваться в разных направлениях: создавать ароматы, создавать то, из чего создают ароматы, натуральные или синтетические, быть предпринимателем, творить искусство. Мне было бы не страшно, что накопленный опыт вдруг станет для меня бесполезен. Я стал искать и нашел питерскую школу парфюмеров Элины Арсеньевой, мою альма матер. К слову сам я из Подмосковья. Можно было бы взять заочный курс, но помимо знаний творец должен иметь и жизненный опыт. Его можно получить только, если вылезти из своей "коробки" во вне. Кроме самих знаний, исторических и теоретических, в школе меня научили любить ароматы и парфюмерию. Сейчас я могу сказать, что ни о чем не жалею. Но бывали крайне сложные времена. Цена подобных решений во всех смыслах оказывается намного выше, чем можно только себе представить. Особенно, если нет гарантированного дохода и нужно самостоятельно зарабатывать на жизнь.

У Серж Лютанса каждый аромат имеет историю, маленькое сказание из жизни французского парфюмера. Он пишет свою автобиографию не ручкой в тетради, а парфюмерными композициями в “гробиках”. Была в его жизни таинственная берлинская девушка, значит, есть и аромат в ее честь La Fille de Berlin. А твоим ароматом свойственен какой-то философский подтекст? Существует ли он? Или это просто желание как химика экспериментировать с веществами и получить что-то интересное на выходе?

Без условной записочки рядом с парфюмом никто бы не догадался, что он, например, про берлинскую девушку. Эта история, сопровождающая душистую композицию важная часть для тех немногих, кто доходит до нее. В случае с парфюмом, что мы носим, для меня гораздо важнее само то впечатление, что он производит. На сегодняшний день показателем качества считаю тот случай, когда 70-80% респондентов с завязанными глазами и ушами распознали заложенный в запахе образ без названий и историй. Разве это не победа? Если мы переместимся из ниши и селектива в люкс и возьмем за идею аромата образ сексуальной и уверенной в себе женщины. Нам подсунут известное лицо, перечислят его качества с достижениями и ни словом не обмолвятся о парфюмере. Как по мне, то это пошлятина, хотя сами ароматы все еще могут являться следствием работы топовых лабораторий и носов. Хороший парфюм должен волновать и никогда не оставлять равнодушным. По-моему, это важнее истории. Самым лучшим примером подтекста в моих ароматах будет "Amber-musk pepper lilly". Ему я так и не смог придумать другое название и не вижу большой необходимости. Делал его, потому что хотел совместить диффузную амброво-мускусную базу с перечным верхом и лилией в сердце, все. Он не связан с какими-то моими личными переживаниями и задуман так, чтобы в первую очередь приносить удовольствие его обладателю и не покидать его с утра и до вечера. Мои ароматы скорее про сами ароматы. Но это все не отменяет того, что в моей жизни также может быть берлинская или московская девушка. Потому что в один момент я вдруг захочу переработать свои чувства в запах. Хотя для конечного потребителя это всё же остается вторичным. Моя роль как химика пока не реализована. Я только учусь и еще не синтезирую исходные материалы для создания композиций.



Рабочий процесс создания композиции от Валентина Чичкова

Чтобы ты хотел донести своими ароматами до общества?

Моя работа зачастую выполняется для вполне конкретного человека, а не для какой-то возрастной категории или социальной группы. Я бы хотел донести идею того, что парфюм может быть гораздо смелее и неординарнее, чем то, что целится в широкие массы. Здесь более высокие ставки. Наибольшее наслаждение получать те, в кого они попадут, кто сможет их оценить. В моем случае бухгалтер и парфюмер является одним человеком. Если компонент, пусть и дорогой, кажется мне крутым, то я использую его, пусть и в ущерб цене. Люкс не может позволить себе этого, а селектив все же имеется некий тираж, что также задает определенные условия. Передать хочется те чувства, что восхитили меня самого превыше всего. Я отношу себя к аудиалам по каналам восприятия информации. В разговоре с людьми могу отвести взгляд и всецело сосредоточиться на восприятии звука голоса, что даст мне максимум информации. Помню одну фантастическую вечеринку, когда в "Баре 17" моя спутница говорила что-то, прислонив свои губы совсем близко к моему уху. Обстановка и мое состояние не позволяли разобрать хотя бы крупицу смысла, при этом я находился на пике экстаза от одного ее тембра. Группа Beatles оставалась непонятой мной до тех пор, пока я не послушал их альбом на аналоговом звуковом оборудовании с ламповыми усилителями. То, что мне открылось было невообразимо и казалось посланием из далекого будущего. Я просто не мог подумать, что со звуком можно вытворять такое.





Практика разработки ароматов в условиях пандемии

Интервью: Быкова Анн

Из серии интервью, подготовленного для личного проекта в рамках Лаборатории Новых Медиа (ЦСИ Винзавод). Не знаю, как сложится мой дальнейший путь в работе с текстами, в любом случае, благодаря участию в этой программе я еще раз убедилась, что посредством диалога с интересными творческими личностями, чьи труды базируются на глубоких по замыслу идеях, нетривиальных, самобытных, есть шанс обратить внимание аудитории на важность сохранения нишевости как культурной единицы и источника креативного развития.

 

Благодарю

С любовью, Анна

образование, парфюмер, парфюм, интервью, стиль, селективный парфюм, культура, общество, искусство, авторский парфюм, творчество

Previous post Next post
Up