снова за "Принципы" и иже с ними. :)
В пятой главе больше внимания уделено практике, чем в предыдущей четвертой. Да и название у нее говорящее: "Сначала стремитесь понять, потом - быть понятым". Идея достаточно проста - если хочешь жить в парадигме "Выиграл/Выиграл", учись понимать других людей и доносить до них свои мысли так, чтобы тебя понимали. Кови приводит пример с окулистом, который предлагает пациенту собственные очки, даже не потрудившись выслушать, с какой проблемой тот пришел. Спрашивается - кто будет доверять специалисту, который назначает лечение, не удосужившись поставить диагноз?
Грубо говоря, прежде чем раздавать советы направо-налево (сама, признаться, частенько этим грешу), необходимо понять понять, в чем проблема (где собака-то порылась?).
Автор называет четыре основных типа общения - чтение, письмо, речь и слушание, и подчеркивает, что первым трем мы учимся много лет подряд, тогда как действительно слушать нас никто не учил. А для того, чтобы действительно слушать и слышать, нужно овладеть навыками эмпатического слушания. Эти навыки подразумевают прежде всего отказ от навязывания собственного видения другому человеку. Собственное "видение" возникает неизбежно, как рефлекс у собаки Павлова, потому что каждый человек ориентируется в первую очередь на свой жизненный опыт.
Эмпатическое слушания - пятый, высший уровень слушания. Ему предшествуют игнорирование (ну правильно, зачем слушать, своих проблем полно), сделать вид (что слушаешь, а сам где-то далеко), избирательное слушание (выхватывать отдельные слова из контекста) и внимательное слушание (тут уже сосредоточение на всех произносимых словах). Казалось бы, а почему это внимательное слушание - и на втором только месте? Как поясняет автор, внимательное слушание имеет намерение управлять тем, кого слушаешь, а эмпатическое - стремится понять. Когда человек "вслушивается" не только в смысл произносимых слов, но и в поведение собеседника, стремясь понять его эмоции - он получает точную информацию о том, что происходит на самом деле (разве не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда говорит человек одно, а на душе у него совсем другое?). Эмпатическое слушание - это еще пин-код для пополнения эмоционального банковского счета. Только тогда вклад становится действительно вкладом, когда его ощущает таковым ваш собеседник (когда я хочу апельсин, а меня настойчиво пытаются яблоками накормить - может и обратная реакция получиться).
Помимо точной информации о действительном положении дел и пин-кода к "кредитке" вашего визави (подразумевается, что на эту кредитку нужно как можно чаще сбрасывать солидные суммы), само по себе эмпатическое слушание является здоровенным вкладом на заветный счет. Поскольку для человека после физического выживания главнейшей потребностью является выживание психологическое (стремление быть понятым) - дайте ему это! Дайте собеседнику "психологический кислород", позвольте ему быть понятым - благодарность не заставит себя ждать.
НО! Внимание! Слушая кого-либо эмпатически, Вы сами становитесь открытым для влияния с его стороны, уязвимым. Кому случалось искренне сопереживать собеседнику? Вот-вот, сначала приходится подвергнуться влиянию, прежде чем начать влиять самому. По словам автора, чтобы не бояться открываться и быть уязвимым, необходимо иметь действительно цельное ядро личности, которому никакое влияние не страшно (собственно, зачем были нужны навыки 1-2-3).
Кови открыто заявляет о том, что сначала стремиться понять, а потом - быть понятым - дело нелегкое и рискованное, но (!) это верный принцип, и работает он во всех сферах жизни (начиная от медицины и заканчивая... да ничем не заканчивая, список постоянно пополняется). Но пример с торговлей меня особенно зацепил: профессионал стремится сначала понять заботы и ситуацию клиента, а затем продать ему решение его проблем (об этом твердят на всех без исключения тренингах, этому масса литературы посвящена, но преподносится это везде как волшебная кнопочка: нажми и получишь результат; не как часть единой системы).
Поскольку человек опирается на собственный опыт, то в ответ на услышанное выдает, как правило, "автобиографически", реагируя одним из 4 вариантов. Либо оценивает (согласен-не согласен), либо выпытывает (допрос фактически, только понятых не хватает для полноты картины), либо советует (ну мне же помогло!), либо интерпретирует (как говорят в народе, "судит по себе"). Автор предлагает задуматься - а как себя чувствует другой человек, когда всему, что он говорит, с ходу дают оценку, или выспрашивают его на предмет чего-либо (лезут в душу), советы дают, не поставив "диагноз"? Не очень-то приятно. Угу, но в таком случае - что делать-то?
Овладевать техникой эмпатического чтения, и состоит оная из четырех последовательных стадий.
Первая из них - повторение содержания. Повторение содержания заставляет как минимум слушать другого человека, хотя для понимания этого мало.
Вторая - перефразирование содержания. Поскольку тут подразумевается пересказ услышанного своими словами, то включается левое полушарие головного мозга (сообразить-то надо, как сказать).
Третья - отражение чувств. Тут внимание уделяется не словам, а тем чувствам, какие собеседник испытывает.
Ну и четвертая (самая продвинутая) - перефразирование содержания и отражение чувств. Чтобы докопаться до сути проблем, которые как кошки скребут на душе у другого человека, нужна именно четвертая стадия эмпатического слушания (самая сложная и самая эффективная).
"Когда людям представляется реальная возможность открыться, они в ходе общения часто сами распутывают свои проблемы и находят решения" (стр. 266). Об этом же говорят Адель Фабер и Элейн Мазлиш ("Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"). Многие мысли в этих книгах перекликаются - значит, есть над чем задуматься.
Схема примерно такая: искренне хотеть понять - научиться технике - пользоваться ей. Но основа айсберга, напоминает автор, в вашем же собственном характере. Все люди видят мир по-своему, через собственные "очки". Чтобы найти взаимовыгодное решение, нужно исхитриться засунуть куда подальше собственные очки и постараться увидеть и понять другого человека.
Однако (ну вот, а казалось - все уже, что еще нужно?)! Для достижения результатов в духе "Выиграл/Выиграл" мало самому понять, нужно быть понятым. Вот для того, чтобы быть понятым, необходимо мужество. Мужество не испугаться, донести таки свое видение дела после того, как Вы действительно поняли своего собеседника. Для меня было неприятным открытием, что мужество мне еще развивать и развивать. Зато стало понятно, откуда ноги растут у большинства моих проблем и проблемок.
Самое, пожалуй, замечательное в этом навыке то, что он находится в круге влияния каждого человека. Уже сегодня, не отходя от кассы, можно начать тренироваться в умении понимать и быть понятым. Кови перечисляет массу положительных последствий такого подхода. Но тут, опять же, приходится вернуться немного назад и напомнить о втором навыке: "Начинайте, представляя себе конечную цель". Иначе зачем вся эта канитель? Ведь жили же как-то люди и без этого знания. Если есть цель, то есть и средство.)))