Северск. Иван Второй. Опытно-демонстрационный центр вывода из эксплуатации уран-графитовых реакторов

Oct 07, 2017 10:48



Самые важные открытия в ядерной промышленности всегда покрыты завесой тайны. Тех, кто совершает научный прорыв в этой области, редко можно увидеть по телевидению. Эти ученые всю жизнь хранят своеобразный обет молчания. Все, что связано с делением урана, разработками атомной промышленности, во всем мире носит гриф "совершенно секретно". Мы прилетели в Томск ранним утром, затем еще долго ехали до закрытого города - Северска, (носившего раньше название Томск-7). В этом чудесном, закрытом городке желто-черные знаки радиационной опасности и колючая проволока на заборах попадаются на глаза так же часто, как в Москве полосатые шлагбаумы и знак "парковка запрещена". Дозиметры, счетчики гейгера и респираторы во время посещения предприятий мы держали в руках чаще, чем зубные щетки в номере отеля.

В 2008 году здесь остановили последние, четвертый и пятый реакторы, АДЭ-4 и АДЭ-5, а в 2010 году создали центр АО "ОДЦ УГР". В феврале 1958 года был запущен первый в мире, двухцелевой помышленный уран-графитовый реактор ЭИ-2 - "Иван Второй". Он безаварийно служил до декабря 1990 года, производил оружейный плутоний и мирную электроэнергию, когда было принято решение о выводе его из эксплуатации в связи с «Концепцией прекращения эксплуатации промышленных уран-графитовых реакторов». Коллективу ядерщиков предстояло выполнить задачу, поставленую Росатомом, как захоронить реактор, остановленный более 20 лет назад, не вывозя его за пределы предприятия. За тысячи километров от Москвы, в окружении лесов, в исследовательском центре трудятся настоящие подвижники и фанаты своего дела, физики, инженеры. Созданный Опытно-демонстрационный центр вывода из эксплуатации уран-графитовых ядерных реакторов за эти годы, в содружестве с другими научными институтами страны, смог разработать фантастическую технологию - защитную оболочку, которой полностью закрыли "Ивана Второго".



Конечно, фантастика здесь ни при чем. Это был прорыв, эксперимент, победа научной мысли и кропотливый труд.
АО "ОДЦ УГР" - единственное в России предприятие, специализирующиеся на выполнении работ серийного вывода из эксплуатации однотипных объектов использования атомной энергии. Росатом запатентовал способ консервации вышедших из эксплуатации реакторов, примененный в Северске впервые в мировой практике. Снимают шляпу перед специалистами-реакторщиками Северска и специалисты МАГАТЭ. В ближайшем будущем на базе центра смогут работать над совместными международными проектами. Конечно, тем, кто трудился на остановленных реакторах, было очень тяжело расставаться с ними. Но, жизнь продолжается, работы у сотрудников центра много. Красный уголок у кабинета генерального директора Андрея Изместьева украшают ряды патентов, выданных за разработки уникальных технологий.





Нас пригласили в Северск, чтобы мы своими глазами смогли увидеть превращение реактора в "зеленую лужайку". Если кратко рассказывать, как проходила ликвидация реактора: надземную часть здания снесли, начинку "выпотрошили". Все что было радиоактивного, фонящего и звенящего - сложили внутри, на глубине 20-ти метров, и терпеливо, слой за слоем, засыпали и закрывали барьерной смесью все полости и пустоты внутри подземной части здания. Никакое излучение не должно было проходить через этот "пирог". Подземную часть сверху закрыли такой же, защитной крышей. Сверху получился большой курган, который засеяли обычной травой. Специалисты, что приезжали в Северск в проверкой, подтвердили безопасность и эффективность нового, уникального метода.

Еще один из законсервированных реакторов превратили в музей, время на экскурсии расписано заранее. Разработкам по консервации и безопасному хранению ядерных материалов, надеюсь, найдут применение во всем мире, т.к. нигде, ни в одной стране полностью не решена проблема захоронения уран-графитовых реакторов. Вывозить и  закатывать в бетон - сложно и опасно, оставлять как есть - опять же, есть перспектива разрушения и требуется постоянная "опека" и обслуживание ядерного объекта. Плоды труда сотрудников  "АО "ОДЦ УГР" АО "Федерального центра ядерной и радиационной безопасности" Госкорпорации "Росатом" невозможно оценить иначе, как фантастикой! Сейчас, большая часть сотрудников, что работали на атомной станции, продолжают трудиться в "ОДЦ УГР". Люди чувствуют себя нужными и осознают, что здесь продолжается работа над одной из важнейших разработок будущего. Все это придает новый смысл их деятельности.



Сложный, слоеный "пирог" из песка, местной глины нескольких разновидностей, свинца и других материалов, полностью задерживающий радиационное излучение внутри защитного слоя вокруг реактора, действительно, воспринимается как фантастика. Сначала будущий барьер  расчитывали математически, затем испытывали на стендах.



Устраивали макету "землятрясения" и "потоп". Перемешивали в разных пропорциях различные материалы, глину, песчаные наполнители, растворы, точный состав которых держится в строгом секрете.Радиация не должна проходить через барьерную смесь - и с этой задачей блестяще справились наши изобретатели.



Футуристическая картина будущего, с безопасной ядерной промышленностью имеет свои реальные очертания. Погруженный в землю, запечатанный в глиняно-песчаный "каравай", отработанный реактор не будет пропускать радиацию в ближайшие 10 тысяч лет. Для сравнения - бетонный саркофаг проживет не более нескольких сотен лет. Не страшен "Ивану Второму" теоретический вселенский потоп и армагеддон. Будет плавать, но сохранять безопасность. А потом, когда наши потомки достанут из земли реактор в Северске, придумают что-нибудь еще лучше. Не сомневаюсь, что будущее ядерной промышленности, безопасное, мирное, сейчас в том числе и в руках ученых из  закрытого города атомщиков. В Северске продолжают испытывать новые защитные материалы. Когда придет очередь ликвидировать еще один реактор, он будет закрыт в новую оболочку с новой начинкой и тоже превратится в зеленый холм. Возможно, его не будет необходимости тревожить уже 20 тысяч лет. Нет ничего невозможно, это особенно четко понимаешь здесь. Еще один момент, на который стоит обратить внимание - экономическая выгода таких проектов. На все работы по полной ликвидации реактора было затрачено всего лишь 1,7 миллиарда рублей. По московским бюджетным меркам - сплошная дешевизна. Всего в Северске осталось 4 незахороненных рактора, один из них превратили в действующий музей, о нем я расскажу во второй части статьи.



Не знаю, как вам, а мне было очень печально видеть вокруг ветхие здания со следами былого величия ядерной промышленности СССР.



Здесь, на предприятиях Северска бережно сохраняют опыт советских ученых. Именно на Опытно-демонтрационном центре вывода из эксплуатации уран-графитовых ядерных реакторов появились новые цели, перспективы развития и задачи для людей, что отдали предприятию долгие годы жизни. В центр снова пришли работать ядерщики, что трудились раньше на реакторах.

Я поднимаюсь на большой курган, где захоронен легендарный реактор "Иван-2" в открытых туфлях на босу ногу. Иду вверх по щиколотку в траве, снизу раздается предостерегающее: "Осторожно, вдруг там клещи!". Не обращаю внимания на гипотетическую опасность укуса клеща, захожу на вершину. Местные жители и работники центра АО "ОДЦ УГР" смиряются с неистребимым журналистским любопытством и ждут внизу, когда мы сделаем фото.



Пытаюсь представить, что на большой глубине, прямо под моими ногами продолжают делиться радиоактивные элементы, законсервированный реактор живет внутри земли. Еще долгие сотни лет активные элементы будут распадаться в запаянной капсуле и таить в себе невидимую и опасную силу. Сверху хорошо видны здания, трубы и памятник, что поставили в память о покорении мирного атома в СССР. Первый в мире пункт консервации ядерного реактора покоряет меня с первого взгляда. На фото можно рассмотреть детали пейзажа одного из самых засекреченных, в прошлом, предприятий России. Делюсь с вами тем, что удалось увидеть с вершины захороненного "Ивана Второго".























В Северске мне довелось встретить удивительных людей, пообщаться с жителями и работниками центра.



Сопровождал нас к зеленому холму главный инженер ОДЦ УГР - Сергей Марков, похожий на легендарного агента 007.



На все наши вопросы терпеливо отвечал генеральный директор ОДЦ УГР Андрей Изместьев. Опекала, раздавала полезную литературу и дарила подарки гостям - руководитель группы по связям с общественностью -Татьяна Кан.





Даже остановленные реакторы и предприятия несут в себе отпечаток мирового величия истории покорения атома в нашей стране.


Огромные площади предприятия после остановки реакторов потихоньку зарастают березовой порослью.





И еще немного урбанистических фото атомного города









В мире сейчас насчитывается больше тысячи уран-графитовых реакторов и множество установок, на которых работают с радиоактивными материалами. Перед человечеством давно стоит вопрос острой необходимости вывода из эксплуатации блоков, отработавших свой срок и безопасной консервации РАО. Бесценный опыт превращения реактора в зеленый холм, наработанный специалистами АО "ОДЦ УГР" в Северске, поможет в будущем избавить человечество от одной из самых глобальных проблем. Сохранить экологию и благоприятную окружающую среду для будущих поколений.

Фото: Анна Николаева
Перепечатка и копирование материала статьи возможна только с письменного согласия автора блога.

Росатом, Северск, реактор, урановый реактор, БРЕСТ, ОДЦ УГР

Previous post Next post
Up