Известный эколог и градозащитница Галина Морозова обратилась в Департамент природопользования. В своем открытом письме она потребовала ответов на вопросы, заданные ранее зам.главы ДПиООС А.С. Мельникову. В своем ответе о наличии Государственной экологической экспертизе по проекту на Живописной, 21, Мельников делает ряд утверждений о возможности строительства жилого комплекса рядом с ООПТ ПИП Москворецкий. По мнению Галины Морозовой, ответ Мельникова идет вразрез с требованиями в области охраны окружающей среды. Также, зам.главы ДПиООС заявил о ненужности для проекта строительства на Живописной, 21 Государственной экологической экспертизы.
Департамент природопользования фактически позволил застройщику возводить объект вблизи ООПТ ПИП Москворецкий, заасфальтировать площадку и осуществлять непрерывный проезд тяжелой техники по Особо охраняемой природной территории. Что является грубым нарушением природоохранного законодательства. Галина Морозова требует от заместителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды, А.С. Мельникова, на каком основании застройщику было выдано положительное заключение на проект, если при этом нарушается законодательство в части положения об ООПТ, ведь во время строительства и особенно, после ввода в эксплуатацию жилого комплекса, в разы увеличится антропогенная нагрузка на ООПТ парк Москворецкий?
Текст открытого письма Г.В. Морозовой: "МГО защиты природы рассмотрело подписанный Вами ответ Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (Департамент) на запрос от 17 февраля 2017 г. № 29803 по вопросу проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проекта строительства многоэтажного жилого комплекса по адресу: Живописная ул., вл. 21 (приложение 1).
В ответе Департамента написано: «В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», постановлениями Правительства Москвы от 05.12.2006 № 947-ПП «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня в городе Москве» и от 10.04.2014 № 166-ПП «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы «Организация и проведение государственной экологической экспертизы объекта регионального уровня» проведение государственной экологической экспертизы (указанного проекта - Г.М.) не требуется».
В этой связи просим сообщить, выдавал ли Департамент положительное заключение о соответствии разработанного в 2015 г. Архитектурным бюро «Остоженка» проекта «Жилой комплекс по адресу: г.Москва, ул. Живописная, вл. 21» экологическим требованиям. Необходимость такого заключения подтверждается Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 (ред. от 25.05.2016) «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», статья 4.12 которого «Нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении градостроительной и иных видов деятельности» гласит:
«1. Осуществление градостроительной и иных видов деятельности без положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве, о соответствии экологическим требованиям предпроектной и проектной документации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей».
Если у застройщика имеется положительное заключение Департамента о соответствии проекта «Жилой комплекс по адресу: г.Москва, ул. Живописная, вл. 21» экологическим требованиям, без которого он не имел права начинать строительство, это означает, что указанный проект в полном объёме был рассмотрен Департаментом. В этой связи просим сообщить, могли ли специалисты Департамента не заметить, что подъездная дорога к жилому комплексу и основная часть инженерных коммуникаций для него запроектированы на землях ООПТ - П-ИП «Москворецкий»? Считаем необходимым направить Вам подтверждающее этот факт Экспертное заключение на документацию по размещению и строительству многоэтажного (высотного) жилого комплекса на земельном участке по адресу: Живописная ул., вл. 21 (район Хорошёво-Мнёвники, СЗАО, город Москва) от 20 ноября 2016 г. (приложение 2).
Для Департамента в данном случае, как нам представляется, более предпочтительным является осуществление строительных работ застройщиков без положительного заключения Департамента о соответствии проекта «Жилой комплекс по адресу: г.Москва, ул. Живописная, вл. 21» экологическим требованиям. Отсутствие такого заключения свидетельствует о том, что застройщик совершил и продолжает совершать административное правонарушение - осуществляет строительные работы без положительного заключения Департамента о соответствии реализуемого проекта экологическим требованиям, а потому подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.12 КоАП города Москвы (см. выше). Привлечение виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации и города Москвы лиц к административной ответственности возложено на Департамент (п. 4.2.23 Положения о Департаменте …, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. № 296-ПП в ред. от 11.01.2017).
В материалах Экспертного заключения (см. приложение 2) Вы можете увидеть, что подъездная дорога к жилому комплексу и инженерные коммуникации к нему запроектированы по землям ООПТ (см. приложение 2: п.п. 7, 8, рис. 10-14), и убедиться в том, что проект строительства жилого комплекса по Живописной ул., вл. 21 подлежит ГЭЭ, поскольку часть объектов, без которых функционирование жилого комплекса невозможно, размещена на землях ООПТ. Сообщаем также, что необходимость проведения ГЭЭ данного проекта, по крайней мере - той его части, которая разработана на земельные участки ООПТ, подтверждена и.о. начальника Росприроднадзора по ЦФО К.Ю.Елисеевым на состоявшемся в Общественной палате РФ 28 февраля 2017 г. Круглом столе по вопросу строительства жилого комплекса по адресу: ул. Живописная, вл. 21.
Обращаем Ваше внимание, что обязательность проведения ГЭЭ проектов строительства на землях ООПТ установлена не постановлениями Правительства Москвы, а ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об экологической экспертизе»:
- «Статья 3. Принципы экологической экспертизы
Экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- «Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня
4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, …, в соответствии с законода-тельством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Фе-дерации».
А постановление Правительства Москвы от 10.04.2014 № 166-ПП «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы «Организация и проведение государственной экологической экспертизы объекта регионального уровня», на которое Департамент ссылается в качестве основания для отказа от проведения ГЭЭ проекта строительства жилого комплекса по Живописной ул., вл. 21, всего лишь устанавливает последовательность и сроки административных процедур при проведении ГЭЭ и вообще не содержит положений о том, какие объекты не подлежат ГЭЭ. Зато в этом постановлении (приложение, п. 2.5.2.1) чётко указано: «Для объектов ГЭЭ - проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, материалы проектной документации Департамент получает от Мосгосэкспертизы самостоятельно».
В соответствии с ФЗ «Об экологической экспертизе» (ст. 14 ч 1.1 абз. 6, ст. 27) направление материалов проекта строительства жилого комплекса по адресу: ул. Живописная, вл. 21 на ГЭЭ является обязанностью заказчика проектной документации, подлежащей ГЭЭ. А Департамент, который был не единожды проинформирован о том, что подъездная дорога и инженерные коммуникации к жилому комплексу, размещённому по существу внутри ООПТ, запроектированы на землях ООПТ, и для которого в Положении о Департаменте..., к сожалению, прописаны только полномочия и права, но не обязанности, должен был обратиться в суд с требованием «об ограничении, приостановлении, прекращении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды» (п. 4.2.24 Положения о Департаменте …, утверждённое постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. № 296-ПП в ред. от 11.01.2017), в нашем случае - о прекращении строительства жилого комплекса по Живописной ул., вл. 21 в связи с отсутствием положительного заключения ГЭЭ.
В связи с изложенным выше УБЕДИТЕЛЬНО ПРОСИМ реализовать закреплённые Правительством Москвы за Департаментом полномочия (п.п. 4.2.23 и 4.2.24 Положения о Департаменте …, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. № 296-ПП в ред. от 11.01.2017), и:
1. Привлечь организацию, осуществляющую в настоящее время строительную деятельность с использованием земель ООПТ - природно-исторического парка «Москворецкий» в отсутствие положительного заключения о соответствии проектной документации экологическим требованиям, к административной ответственности, предусмотренной За-коном города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 (ред. от 25.05.2016) «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (ч. 1 ст. 4.12).
2. Обратиться в суд с требованием о прекращении строительства жилого комплекса по Живописной ул., вл. 21 в отсутствие положительного заключения ГЭЭ на проект данного объекта, предусматривающий для строительства использование земель ООПТ."