Так получилось, что наблюдателем я была в Подмосковье, в Подольске. На выходе из школы-лицея № 26 , в 3 часа ночи на скамеечке сидела девочка. Худенькая, измученная и бледная, она держала в руках 2 бумаги, написанные от руки, с жалобами на нарушения на избирательном участке, соседнем с моим № 2312, через стенку. Девочка снова и снова звонила по телефону, уже в 10 раз пересказывая историю о том, как нарушали закон на выборах, как не делали того, что обязаны были сделать.
"Здравствуйте! Я наблюдатель от ЛДПР, у меня председатель комиссии отказался принять и подписать жалобы. Книги избирателей не были прошиты, запечатаны и убраны в сейф. Они находились все это время в зале голосования... Наблюдатели тоже отказываются подписывать... Что мне делать? " - пересказывала девушка в десятый раз свою историю наблюдений за паноптикумом на этих выборах. Я ушла, девочка еще оставалась там, на входе в лицей, с распахнутой дверью, бессильная что-то изменить в лавине нарушений, что захлестнула избирательные участки. Силами одного-двух наблюдателей мало что можно остановить, тем более, когда озверевшая комиссия из учителей хором орет на тебя во всю глотку и угрожает вывести, если ты будешь "мешать работать".
Примерно тоже самое наблюдалось на моем избирательном участке. "Книги ! Они тоже не запаковывали книги, и убирали книги в сейф уже после подсчета голосов !!!" - осознала я, как профессор Плейшнер, что цветок на подоконнике означает провал явки... Утешало только то, что к книгам на моих глазах во время подсчета голосов никто не прикасался. Более того, никаких пластиковых мешков для упаковки избирательных бюллетеней не было в помине. Бюллетени распихивали и опечатывали бумажкой по коробке. Часть бюллетеней упаковывали без моего пригляда, я смотрела, как заполнялись протоколы. Впервые я пожалела, что не родилась пауком с 8 парами глаз и рук и не могу на паутине зависнуть и наблюдать сразу все сверху. Расшивка книг и незапаковка их также случалась и на участке, где баллотировался от КПРФ великолепный муниципальный депутат - Павел Тарасов. Вот его видео в инстаграмме
Конечно, я многое уже повидала, будучи наблюдателем на выборах в Москве, но то, что происходило в Подольске стало для меня неожиданностью. Все-таки в столице, на тех участках, где мне приходилось бывать, нарушения были, по сравнению с подольским лицеем, просто игрушечными. Какая-то завалявшаяся газета с агитацией на участке и т.д... Сейчас это кажется шаловливыми мелочами. Пересказ, что именно было не так в Подольске, будет долгим, так что, либо пролистывайте фото, либо читайте до конца.
Начну с того, что порча избирательных бюллетеней была беспрецедентной! Порченных (недействительных) бюллетеней было больше, чем проголосовало, к примеру, за партию "Родина", и другие, в два раза. Устойчивая тенденция, народ перестает устраивать "перестановка коек в борделе". Москва и область и Питер дали беспрецедентно низкую явку, а пришедшие избиратели массово портили бюллетени, или опускали их пустыми. " В Москве дожди признали причиной низкой явки избирателей" - ну, смешно, честное слово! Тем более, что никаких дождей многие москвичи даже не заметили в своем районе.
Допустим, все члены комиссии, где я присутствовала наблюдателем, честны и прозрачны. Но, они должны осозновать, что все их действия также должны быть прозрачны и доступны наблюдателям, и осознав, свои действия согласовывать с наблюдателями от оппозиции. Итак, подсчет голосов начался со вскрытия урны. Через узкое окошко осторожно вытаскивали бюллетени. Они были очень длинными и их было 4 вида. Избирали также и Московскую областную Думу. Сначала бюллетени разобрали на 4 кучки, по цветам. Затем, часть и них председатель комиссии потащила и стала засовывать в коробки. Когда я увидела, как со стола уносят бюллетени, сказала удивленно: "Что вы делаете? Зачем вы положили их в коробку? Она непрозрачная, я не видела, что в ней лежало до того, как вы туда положили бюллетени!".
И - началось. Председатель стала орать на меня, к ней присоединились другие учителя - члены комиссии. Меня стали грозить вывести с участка "если будете мешать работать и если будет еще одно замечание". После такой психической атаки я стала звонить в ЛДПР (т.к. в этот раз я была наблюдателем именно от этой партии) . При подсчете сидела наблюдателем старушкабожийодуванчик от КПРФ, она вообще не вмешивалась и никак не выдавала свое присутствие. Все происходящее волновало только меня и бесило членов комиссии.
Член комиссии Ведерникова И.П., ( в мирной жизни замдиректора лицея № 26), когда я стала звонить депутату Госдумы В.Золочевскому, начала орать на меня и требовать отключить телефон. Ей, видите ли, мои звонки мешают. "Мы все сидим с отключенными телефонами" - заявила она. Пришлось ответить, что если мне будет нужно, я буду звонить даже в ЦИК. Чтобы все-таки сохранить возможность звонков, поставила входящие на беззвучный режим. А паковка в непрозрачные коробки продолжилась после подсчета полным ходом.
Главная атака началась на меня, когда я потребовала пересмотреть пачку бюллетеней, в которой видела недействительные бюллетени. Что тут началось! Крик стоял такой, что разве чуть побелка с потолка не сыпалась. Ор стоял фантастический. И это - учителя ! Например, Ведерникова , напомню, замдиректора лицея № 26, весь вечер позволяла себе на меня кричать. Понятно, что ответить я ей не могла, пока не был получен протокол, чтобы просто остаться на участке. В свой адрес я выслушивала весь вечер оскорбления и обвинения, что просто пришла сюда "поскандалить, мешать работать", что я "выполняю политический заказ, ей меня жаль", а "народ уже сделал выбор". Более того, кричать на меня Ведерникова начала еще на стадии голосования. "Я требую признать недействительными вот эти два бюллетеня за ЛДПР". Было видно, что она поднатарела выбирать себе "любимчика" и долбить его перманентно.
Вот это постоянное нагнетание и напор - сразу видно, отточены многолетней практикой. Понимаю, что ученики бывают ой-ой какие. Но, мое глубокое убеждение - голосящие и орущие учителя вообще должны быть лишены права заниматься педагогической деятельностью. Гнобить отдельных людей - плохая привычка, чаще всего достается беззащитным и одиноким ( в моем случае, как наблюдатель, я оказалась фактически в изоляции), это провоцирует некоторых индивидуумов на агрессию. Комиссия в Подольске была явно не в курсе, что наблюдатель и его присутствие - самая важная составляющая часть легитимных выборов. Наблюдатель, что сует нос в бюллетени, в их глазах всего лишь досадная помеха, из-за которой нельзя разойтись побыстрее по домам.
Содействовать наблюдателю, делать все октрыто и прозначно - значит способствовать снижению социальной напряженности, выполнять свой гражданский долг. Но получилось, присутствие московского наблюдателя посреди междусобойчика из местных, превратило избирательный участок в горячую точку. Ошибалась с бюллетенями Ведерникова чаще остальных, именно в ее пачке я чаще всего видела недействительные бюллетени. Орать на тех, кто вынужден соприкасаться с тобой по долгу службы - это профнепригодность. Возможно, такого учителя любят даже некоторые ученики, вполне вероятно, он может быть на хорошем счету у городского начальства. Но эта мантра: "учитель всегда прав", должна сойти на нет в современной школе. Возможно, такой учитель хорошо учит. Возможно. Но по факту, он является не педагогом, а самозванцем. Если позволяет себе постоянный крик и оскорбление подчиненных - он профнепригоден.
Тем более, что наблюдатель никаким образом подчиненным рядового члена комиссии не является. Представьте, что на месте меня - "злобного наблюдателя", обычный пятикласник, на которого изо дня в день орут. Которого высмеивает, предъявляет претензии и тыкает носом в ошибки учительница. Представили, в каком аду должен изо дня в день находится ребенок/подросток?
"Дайте мне глицин! Вы будете над нами тут издеваться! Это мы до утра будем здесь считать! Я не буду больше считать по второму разу! Почему мы должны прыгать перед представителем ЛДПР! Надо было признать недействительными эти бюллетени за ЛДПР, а вы пошли на поводу и вот вам!." - все это оралось хором на разные голоса и лады. Председатель комиссии начала вслух зачитывать памятку наблюдателя. И - не нашла ни одного пункта, по которому мне можно было бы возразить. Они бы меня удалили - но, просто так я бы не ушла, а повода выгнать меня силой не нашлось.
Настояла на просмотре бюллетеней - и находила недействительные, или ошибочно положенные в пачку. Если бы все было на виду, если бы вместо базара и постоянного крика соблюдали правила - не было бы никаких задержек. "Посмотрите на нее, прямо картина "Щит и меч" - продолжал глумиться надо мной наблюдатель Единой России.
Во время процедуры подсчета последней пачки бюллетеней, когда появились первые данные с избирательных участков, наблюдатель Едра подошел и стал мешать мне посматривать пачку бюллетеней. Он буквально совал под нос свой телефон. "Посмотрите, кто выиграл". Я как раз обнаружила один бюллетень, положенный ошибочно в пачку.
"Ой,ну это ничего не изменит, посмотрите сколько их! Это даже не доля процента, два бюллетеня". "Это статистическая погрешность - один испорченный бюллетень в пачке" - в который раз возвышала свой голос молодая математик. Она прооралась во время пересмотра бюлленетей, поэтому говорила уже спокойно.
Прихожу к печальному выводу, что у нас нет никакой соблюдаемой формальной процедуры, как именно должен вестись подсчет голосов. Сколько именно должно быть ошибочных бюллетеней в пачке, чтобы подсчет и проверка начинались заново. Как, в каком порядке , где и каким образом должны раскладываться бюлетени. На стулья, столы, в коробки, на пол? Нет никаких норм и регламентов. Каждый делает то, что считает нужным. И тех наблюдателей, что вмешиваются - травят всей стаей.
Все делают так, как им удобно. Захотят - в коробки сложат, "нам так удобно". Захотят - на стулья рядом будут сгружать кучи, "нам тоже так удобно". Постоянно бюллетени падали пачками на пол, - "мы хотим побыстрее домой, мы устали, это вы тут пришли мешать". Члены комиссии во время подсчета позволяли себе выходить из кабинета и заходить, "нам нужно выйти, я ничего не проношу". Эти хождения туда-сюда, что и как заносится, или не заносится в комнату, все это нельзя было отследить. Потому что здесь либо наблюдать за подсчетом - либо следить, чтобы члены комиссии не покидали комнату, где подсчет происходит.
Каждый, как за карточным столом раскладывает вокруг себя пачки из листов. Проследить за всем одному человеку нереально. "Мы тут с 7 утра и до утра, а вы придете и спать ляжете" - это тоже говорилось мне. Как будто пересчет одной пачки бюллетеней сильно помешает лечь кому-то спать. Специально так задумано, или просто, от желания побыстрее закончить с этой нудной и тяжелой работой - не знаю. Реально убыстрить процесс можно было если гасить бюллетени специальным ножом. Быстро и большими пачками. В случае нашем погашение тянулось до неприличия долго. Кстати, никакого отдельного пакования и прошивания книг для голосования я так и не увидела. Хотя дрель на окне стояла.
Непонятно, почему именно открепительные удостоверения так усиленно с 18:00 и до самого утра подсчитывали члены комиссии? Их было всего ничего. Но считали их с поразительным упорством! На фото слева - уже ночь, опять считают открепительные, справа - скучающий наблюдатель от "Единой России". По его словам, он голосовал за коммунистов. Наблюдателей от Едра было двое. Вторая дама нарисовалась где-то уже под закрытие, и то появлялась, то таинственно исчезала из комнаты.
Кандидаты в областную Думу.
Еще раз к результатам выборов. КПРФ сейчас поднимает громкую волну, что у них отняли голоса. У меня, если честно, возник один вопрос - почему партии с непонятным названием КПСС, или с таким же логотипом, как у КПРФ, присутствовали в бюллетенях? Они оттянули голоса у КПРФ - факт.
20 июля 1991 года , Президент России подписал указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии» с формулировкой " она поддержала попытку государственного переворота".То есть, партия КПСС, откуда может взяться в бюллетенях 2016 года ? Почему КПРФ не добилась снятия своих двойников до выборов?
Один из кандидатов снялся с выборов добровольно.
Протоколы, как они есть.
Паноптикум. Уважаемые рекламщики, так строить агитацию нельзя. В зеленых кепках, зеленых платках на шее на зеленом фоне отфотошопленной травы и в картонных коронах - прямо пионерлагерь скаутов-переростков. Уже 18 есть, а они все пионерят. Такая агитация вызывает единственное желание - просто плюнуть, в лучшем случае равнодушно пройти мимо.
На какую аудиторию расчитан этот призыв? Молодых людей возраста, как на фотографии, я на участке почти не видела.
Судя по итогом выборов и статистике нарушений здесь и дальше будет все стабильно.
Тарифы ЖКХ будут стабильно повышаться, стабильно вводиться новые платные парковки во дворах, въезд в Москву станет платным (привет , Подольск!), стабильно будут выламываться плитка и бордюры, медицина и образование будут и дальше, стабильно реформироваться и развиваться платные услуги. Вперед - в светлую стабильность!