Опасно для жизни ! Гугл помнит все. Реагенты и их последствия, исследование "За рулем"

Oct 31, 2015 00:04


Московский реагент: плавит почву и удобряет лед Противогололедная химия могла бы соревноваться с непопулярными мерами правительства по числу негативных откликов.  Три года назад московские водители зимнюю грязь на лобовом стекле пренебрежительно называли «лужковским коктейлем». В эффективности дорожного «коктейля» этой зимы разбирались Игорь Моржаретто и Михаил Колодочкин.



Эта зима запомнится москвичам не только суровыми морозами, которые продержались больше месяца, но и многочисленными групповыми авариями, когда в «паровозик» выстраивалось до 10 (!) автомобилей. Причина аварий  на самом деле непонятна, но народная молва почему-то связывает их с появлением в арсенале столичных коммунальщиков каких-то новых противогололедных реагентов, которые они с невиданной доселе щедростью начали разбрасывать на дорогах, тротуарах и во дворах…
Ходят «страшилки», одна ужаснее другой: мол, новое «патентованное средство» уничтожает обувь, разъедает лапы домашних животных, многократно ускоряет коррозию автомобилей… Так это или нет, еще предстоит разобраться, но даже по первым ощущениям - новый препарат весьма неприятный!Несколько раз за зиму ехал за автомобилями, разбрызгивающими реагент: стекла машины сразу покрывались белым налетом, который с трудом смывался. Это раз. Снег под его воздействием, конечно, тает (никто не спорит!), но тут же превращается в грязную жижу, которая почему-то темная (хотя снег и препарат - белые), а еще, по ощущениям, и довольно скользкая. Это два. Так что повод выяснить, что же нам льют под колеса, - есть!


Дорога, обработанная реагентом
ИГРА В ПОДДАВКИ
Надо сказать, чиновники столичной мэрии премудрости подобной забавы освоили давным-давно, причем в совершенстве. Что лишний раз подтвердили наши попытки выяснить, что же за препараты применяют в Москве этой зимой, почему закупают именно их, в каком количестве и кто за это отвечает.Вежливые чиновники умело «переадресуют» журналистов от одного номера телефона к другому, от департамента к департаменту, просят прислать официальные письма, подождать ответа несколько дней… И так может продолжаться бесконечно. В ожидании я даже изучил несколько официальных документов, касающихся борьбы со льдом в столице. Откуда и почерпнул массу интересной информации.


Типичная картина зимы - занесенные снегом обочины, на которых автомобилю легко застрять.
Например, согласно московской инструкции, зима у нас продолжается от 165 до 166 дней в году, а конкретно - с 1 ноября по 15 апреля. При этом в течение 3 часов с начала снегопада все дороги должны быть обработаны противогололедными реагентами (ПГР), а МКАД, основные магистрали и развязки - вообще в течение часа, дабы обеспечить «коэффициент сцепления колес автотранспортных средств с дорожным покрытием в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93». А это, в свою очередь, должно гарантировать «безопасные условия движения со скоростью, разрешенной ПДД». Обработка дорог должна проводиться «преимущественно в утренние или вечерние часы, при скорости ветра не более 5,4 м/с и относительной влажности воздуха 40-80%». Наука, однако…Про скорость ветра с точностью до десятых доли - это, конечно, сильно сказано. Впрочем, в этих документах было много чего интересного - от правил обустройства снежных валов до разных способов хранения ПГР. Не было только главного - критериев выбора того или иного препарата! Как правило, меня отправляли к итогам разных тендеров, во время которых на конкурсной основе и принимается конкретное решение.А СУДЬИ КТО?
Вообще-то, выбор противогололедных препаратов в России и в мире не слишком велик: это соли (калия, натрия, магния в твердом или жидком виде) с небольшим добавлением присадок, а также песок, гранитная крошка и т.п… Все это давно известно и проверено; речь может идти разве что о пропорциях.  Местные власти сами выбирают на тендерах поставщиков, к которым вправе выдвигать свои требования. Кстати, сертификат на ПГР можно получить во многих лабораториях, где проводятся как химические, так и физические испытания (в частности, измеряют коэффициент скольжения), но он не является обязательным! А вот замеры по скольжению в реальных условиях полигона по российским ГОСТам не проводятся вовсе…


На федеральных трассах преимущественно разбрасываются песок и соль.
Поэтому, видимо, на федеральных дорогах традиционно используют только песок и соль, причем соль разбрасывают как до, так и после снегопада. В Москве же с прошлого года решили пойти своим путем. Например, резко увеличили количество закупаемых ПГР (до 260 тыс. т в год жидких и до 200 тыс. т твердых). Причем впервые широко начали применять твердые реагенты на основе хлористого натрия, содержащие до 20% разных добавок (хлористый кальций, формиат натрия и хлористый калий). Такие препараты теперь проходят по графе «Инновационные  био-ПГР». А производитель этих инновационных смесей так рекламирует свою продукцию: «Плавит лед - удобряет почву».
Может быть, так оно и есть - от волшебных добавок по весне расцветут вдоль московских дорог травы и кусты невиданной красы… Не знаем. Но факт, что новые препараты много дороже старых, проверенных… Таков прогресс - он без денег не получается! И рекомендуемое количество обработок твердыми ПГР тоже резко увеличили - с 30 за зимний период до прошлого года до 70 и больше  в этом году.С прошлого года в Москве впервые за много лет разрешили применять  ПГР не только на проезжей части, но на всех тротуарах, во дворах и на пешеходных зонах. Для этого впервые было закуплено 45 тыс. т смесей - опять же «инновационных». Как они будут взаимодействовать с нашей обувью и собачьими лапами, пока неизвестно. Хотя жалобы от москвичей по этому поводу не стихают…
Экспертные мнения
Сергей Собянин, мэр Москвы:
- За последний год мы, с одной стороны, усилили спрос, с другой стороны, увеличили финансирование - процентов на 30... Достаточно много жалоб идет по поводу реагентов, которые мы сыплем, что, мол, они обувь портят. Действительно, такая проблема есть, и такая дискуссия всегда была… После того как перестали применять реагенты (в 2005-м. - И.М.), было огромное количество травм, просто огромное, в наши больницы тысячи людей обращались. Потом мы все-таки приняли решение вернуться к применению реагентов, но не тех, которые были. Выработали новые стандарты, выработали состав этих реагентов, чтобы они максимально были безопасны и экологически чисты. В результате в этом году у нас травм в 2,5 раза меньше, чем в прошедшем году. Потому что коммунальщики трудятся так, как они могут, изо всех сил… (источник - «Газета.Ru») Юрий Орлов, ведущий научный сотрудник НИИ химических реактивов и особо чистых химических веществ:
- В состав реагентов иногда включают и мочевину, и хлористый калий, и ставший почему-то очень модным в последнее время формиат натрия, как, например, в «БИОНОРД», который по своей сути является грубым и вредным для жителей суррогатом.
Михаил Колодочкин, заведующий отделом экспертиз ЗР:Когда древним философам лень было что-либо доказывать, особенно когда речь шла о чем-то очевидном, они величественно вытягивали руку в направлении предмета спора и говорили: «Смотри!» Действительно, зачем доказывать, что Солнце - светит, вода - мокрая, а обработанные реагентами улицы - безумно грязные, скользкие, да и просто ядовитые? Иди и посмотри сам!


Препарат BIONORD Уральского завода противогололедных материалов, по заявлениям производителя, эффективен при температуре до -30°C.
Про ядовитость лучше всего поговорить с собаками. Пусть несчастные псы облают тех, кто в ответе за израненные дрянной химией лапы. Поэтому мучить животину новыми экспериментами мы не стали, а приобрели мешок с препаратом BIONORD Уральского завода противогололедных материалов. Судя по надписям на мешке, средство «Плавит лед и удобряет почву».Тем для опытов набралось несколько:
  • попытаться оценить коэффициенты трения на дорожном покрытии - до и после;
  • провести экспресс-анализ влияния чудо-порошка на металл;
  • «накормить» подопытный кактус и сравнить его здоровье с обычными собратьями по цветочным горшкам.



Подопытный кактус (в центре) «удобрен» реагентом.
Скажем сразу - кактус пока что цел! Правда, недовольный коллега из Питера немедленно призвал нас не заниматься ерундой, а дождаться таяния снега, после чего прокатиться по КАД и сфотографировать убитые дорожной химией придорожные посадки. Что ж, как только потеплеет, так и сделаем.Металл оказался менее терпеливым. Две абсолютно одинаковые гайки мы погрузили в растворы - в первом была поваренная соль, позаимствованная из редакционного буфета, во втором - дорожное зелье. Результаты после пяти суток выдержки - на фото! На поваренную соль гайка не отреагировала вообще, зато ее подруге явно поплохело!


Гайка в растворе с повареной солью - слева, в реагенте - справа.
Что касается трения, то пришлось изготовить спецоборудование с применением нанотехнологий. Из принесенной в жертву старой покрышки соорудили подобие салазок, в них положили любимую редакционную гирю, после чего прицепили динамометр и поехали на улицу оценивать трение. Получилось, вроде бы, смешно - во всяком случае, все проезжающие водители изумленно выворачивали шеи, пытаясь угадать, чем занимаются эти дикие люди с гирями, фотокамерами и странными санками?


Проверка силы трения на участке, обработанном ПГР.
А вот чем! По укатанному плотному снегу салазки с пудовой гирей потребовали усилия примерно в 5 кг. Тот же участок дороги, обработанный «Бионордом», уже через несколько минут преобразовался в асфальт - усилие подскочило до 8-9 кг! Но еще через 20 мин. плоды трудов превратились в жидкую скользкую кашицу - салазки начали двигаться при усилии всего лишь в 2-3 кг!

Что, собственно, и ожидалось. Коэффициент трения на обработанном асфальте в какой-то момент становится ниже, чем на укатанном снегу. Но если к снегу водитель морально готов и ведет машину соответствующим образом, то вид «чистого асфальта» вводит его в заблуждение и побуждает ехать как летом. Итоги - в сводках по ДТП…Мы ни в коем случае не претендуем на абсолютную научную объективность нашего исследования, и тем более - эксперимента, проведенного во дворе с помощью подручных средств. Но все-таки целый ряд выводов сделать, опираясь на их итоги, можно.Первое. По-прежнему  темный лес все, что касается системы городских закупок. И при прежнем мэре, и при нынешнем власти совсем не стремятся объяснить, зачем они закупают те или иные противогололедные препараты, что, конечно, порождает чудовищные слухи. И об их (препаратов) опасности для здоровья людей и растений, и о коррупции, которая при закупках присутствует.Второе. Как нам кажется, некоторые «побочные действия» новых препаратов изучены слабо. Во всяком случае, реально никто в полигонных условиях не проводил испытания, как поведет себя автомобиль на дороге после того, как ее обработают этими реагентами. Лабораторные исследования полной картины, как нам кажется, не дают, тем более что и они обязательными не являются.И третье. Дорогие коллеги-водители! Зима - это такое время года, когда за рулем всегда надо быть вдвойне внимательным! И быть готовым к тому, что впереди тебя может ждать полоса льда - или скользкая лужа, созданная руками человека. Неизвестно, что при этом опаснее.

Игорь Моржаретто
Теги: Эксперимент, реагенты, противогололедные реагенты

Оригинал можно прочитать здесь.https://web.archive.org/web/20130211030458/http://www.zr.ru/a/412622/  Журналу "За рулем" - респект и уважуха.

свалка реагентов, реагенты

Previous post Next post
Up