«Жиды города Франкфурта, или невеселые беседы при свечах»* (перефраз, извините, не сдержалась)
Назвать деспота деспотом...** Ой, опять простите. Речь не о том вообще.
Франкфурт вырос до вольного города великой империи благодаря удачно расположенным торговым путям и шустрости властей, эти пути всячески развивавшим.
Так, в 11-м веке Генрих IV, император Священной Римской империи, включил Франкфурт в список городов, где еврейским купцам, в том числе из сопредельных поселений, предоставлялось право беспошлинной торговли. Руководитель просек фишку - несколькими годами ранее один летописец зафиксировал поездки евреев на франкфуртские ярмарки, и отметил, что франкфуртская еврейская община невелика, но зажиточна и имеет четкую организационную структуру. Так появился в городе еврейский квартал (Judengasse) cо своим административным центром и талмудической школой, которая привлекала учеников и из сопредельных государств.
Однако в 13-м веке, благодаря монголо-татарам и их нашествию (это когда войска монгольской империи пошли на Европу через Карпаты, т.н. «русские ворота»), франкфуртские протестанты (основное население) на соседей осерчали. А всё из-за слухов, приписывающих ханскому войску потомство «десяти колен», известных как «пропавшие колена Израиля» - израильтяне, угнанные в плен во время оно. Как там сейчас утверждается-то - коллективная вина. Достаточно было одной искры, из которой случилась первая зафиксированная во Франкфурте резня (Judenschlacht). Благочестивые бюргеры ворвались в еврейский квартал и перебили около 75% тамошних жителей. Май 1241-го года. Их даже к ответственности пытались привлечь, поскольку поубивали налогоплательщиков, вносивших в казну немалые суммы. Но как-то так получилось, что ничего из этого не получилось. Зато император - на тот момент Фридрих II - пообещал неприкосновенность оставшимся и вновь прибывающим евреям, не перекрестившимся в другую веру, и велел отныне сурово карать любые антиеврейские выпады. И буквально лет через 40 (ладно, ладно, извините, через 30) во Франкфурте еврейская община вновь стала крупной. Ну, относительно. Пару сотен человек. Почти уравненных в правах с остальными жителями, только деньги в виде податей с них трясли не в пример больше, чем с других мещан. Еврейские подати сами по себе превратились в товар.
Так, в эпидемию чумы (середина 14-го века) Карл IV, изыскивавший средства на свои выборы на упрочение своего положения, просто продал доходы с евреев муниципалитету. И официально объявил, что не станет привлекать к ответственности за избиение евреев - деньги казне нужны, а у евреев имущества много. Если хозяин, к примеру, нечаянно умирал, его имущество уходило в пользу города.
Эта самая эпидемия чумы породила секту совершенно отбитых фанатиков, объявивших себя способными избавить людей от божьей кары. Они называли себя «самобичевателями» - флагеллантами, подвергавшими себя самобичеванию ради искупления грехов (лат. flagellare - «хлестать, сечь, бить, мучить»). Цитата: «Их движение на почве религиозного фанатизма приняло характер массового психоза и распространилось по Европе подобно чуме, с которой они боролись»
Флагелланты толпой шествовали из города в город, бичуя себя кожаными хлыстами с острыми железными наконечниками. Утверждая, что без них «все христианство ожидает вечная смерть».
Всё более звереющие фанатики указывали на своих врагов - евреи. Войдя в очередной город, флагелланты первым делом разоряли еврейский квартал, в чем им помогали местные христиане, получившие возможность свести счеты с «отравителями колодцев»*** и заодно улучшить своё материальное положение. Когда 24 июля 1349 года это полчище вошло во Франкфурт, евреи подожгли свои жилища, в которых погибли поголовно. Городской совет конфисковал то, что осталось из еврейского имущества.
В документе той поры, т.н. «Франкфуртских анналах» (Annales Francofurtani) есть записи:
Также в 1349 году Господнем, после праздника Пасхи и до зимы, наступившей тогда очень быстро, начали идти флагелланты будто бы на юбилейный год; а между тем, огромное множество людей обоего пола по разным частям мира умирали от лютой чумы.
Также в этом же 1349 году Господнем, в канун блаженного апостола Иакова, все франкфуртские евреи, а затем, в день блаженной апостола Варфоломея, который наступил вскоре после него, и все евреи города Майнца, а равно их жилища были полностью перебиты и разорены в результате нападения мирян как из-за собственного огня самих евреев повсюду, так и по другим причинам. .. ****
Но, как известно из истории, время притупляет остроту конфликтов (с).. И буквально через два десятка лет еврейское поселение во Франкфурте было восстановлено, а к 16-му веку жители еврейского квартала насчитывали более 1200 человек.
Продолжение следует.
* легкий намёк на произведение А. и Б. Стругацких «Жиды города Питера.. »
** Эпиграф оттуда же
*** Участники Первого крестового похода, организованного в 1096 году решением римского папы Урбана II, начали свое путешествие с нападений на еврейские общины. В историю вошла Вормская резня, в ходе которой было уничтожено по разным оценкам от 800 до 1000 евреев. Перед расправой по городу был пущен слух, что члены общины убили христианина и отравили городские колодцы. Местный епископ пытался спасти евреев, спрятав их в своем дворце, но через восемь дней крестоносцы ворвались туда и перебили всех, кого нашли. (c) из статьи Ксении Реутовой для информационного портала germania-online
**** Из франкфуртского городского архива. Опубликованы в: Boehmer-Huber, Fontes IV, 394 u. 95, Barth. II, 5.