Режиссер Чжан Имоу, 1999 год, Китай. Социальная драма с элементами комедии
Сельский учитель Гао вынужден на месяц уехать. Замена ему находится трагикомическая: 13-летняя деревенская девчонка Вэй Миньчжи. Но лучше, увы, нет. Поначалу юная «учительница» кажется недалекой, робкой и озабоченной только одним: заветными 10-ю юанями, которые ей обещал старый Гао, если за время его отсутствия ни один из учеников не покинет класс (из-за бедности крестьяне отправляют детишек на заработки, поэтому из 40 учеников остались всего 28). Увы, выполнить условие нелегко: сначала одну малышку за достижения в беге увозят в спортинтернат, несмотря на все ухищрения, которые предпринимает Вэй, дабы не отпустить ученицу и не потерять обещанные деньжата. Потом настает черед главного обидчика горе-учительницы, озорника Чжана Хуикэ: «Ты уже взрослый, - говорит ему больная мать, - тебе 10 лет, ты должен работать» - и оправляет его с другими подростками в город. Но пацан теряется в мегаполисе, и так бы ему в нем и сгинуть, если бы не Вэй Миньчжи и ее страстное стремление заработать: всеми правдами и неправдами она пытается раздобыть денег на билет до Пекина, а когда собранных грошей не хватает, остаток пути преодолевает пешком. Она находит подростков, которые отправились на работу вместе с Чжаном, но те понятия не имеют, где он. Да их это и не волнует!
Уставшая и голодная Вэй не сдается и решает обратиться на телевидение - так она точно найдет пропавшего мальчишку! Ее гонят, но она остается ночевать на тротуаре у входа. Наутро стена чужого равнодушия и череда несчастливых совпадений наконец прерываются: директор студии выслушивает измученную девчонку и дает ей слово в эфире новостей. «Где ты, Чжан Хуикэ? - дрожащим голоском спрашивает юная учительница.- Что с тобой случилось? Пожалуйста, вернись домой!» - постепенно поиски ребенка ради денег превратились для нее в необходимость спасти человека. Незаметно происшедшие события изменили Вэй. И - о волшебная сила телевидения! - парень тут же находится. Он собирал объедки в уличных кафешках, и никому не было до него дела, пока эта история не прозвучала с экрана (поневоле задумываешься: сколько еще таких неприкаянных, никому не нужных детей бродят по улицам больших городов Китая, России, мира? И удивительно, что этот фильм был снят в перенаселенном Китае, где, казалось бы, человеком больше, человеком меньше - не трагедия. Ан нет!). Конец у этой истории и вовсе сказочный: благодаря своему упорству, Вэй Миньчжи находит не только ученика, но и спонсоров для сельской школы.
Остается добавить, что фильм основан на реальных событиях, а главные роли в нем блестяще сыграли непрофессиональные актеры под своими собственными именами Вэй Миньчжи и Чжан Хуикэ, немного подросшие, но по прежнему забавные и трогательные. Несмотря на разницу во времени, кадры того исторического телеэфира мудрый режиссер взял документальные, где растерянная Вэй горько плачет настоящими слезами - и просто диву даешься, какой путь и преграды сумела преодолеть такая маленькая девочка, никогда не видевшая ничего, кроме своего богом забытого горного поселка. И радует, конечно, что все кончается хорошо, что добрые люди есть - причем не только в кино, но и в жизни. «Да, в нашей стране иной финал был бы невозможен, но я его и не хотел, - сказал по этому поводу режиссер. - Я снимал этот фильм, повинуясь зову сердца». Сердца зрителей и даже прожженных снобов-кинокритиков тоже не остались глухи: фильм получил множество наград, в том числе «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля.