Оригинал взят у
aldusku в
Крылья Ра на берегах реки Чурилихи (Москва) О «Померанцевой оранжерее» и Египетском павильоне в усадьбе Влахернское-Кузьминки.
Египетский павильон
Я уже рассматривал историю усадьбы Голициных Влахернское-Кузьминки, рассказывая об
альбоме, изданном в 1841 Vues de Blacherne (melnitza) domaine de mr. le prince Serge Galitzin. [Виды села Влахернского (мельницы), принадлежащего князю Сергею Голицыну]. Толчком для возращения к теме явилась заметка «Шедевр «Кузьминок», ненужный Москве. Плач фараонов» Ольги Шамшонковой с фотографиями Людмилы Тишкиной (
статья).
Вкратце история такова.
На территории усадьбы есть Египетский павильон (служивший кухней) и «Померанцевая оранжерея». Сооружения построены в египтизирующим стиле (
Wi-Ki). Очень неудачный термин, режущий слух, лучше сказать древнеегипетские мотивы в стиле ампир. В тот время очередной виток моды на Древний Египет был спровоцирован повальным распространением масонства и Египетским походом Наполеона.
Доминик-Виван Денон и Луи-Пьер Балтард. Храм Хатхор в Дандаре. 1802 год. Из «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту», том 2, 1802, таб. 39, рис.3.
«Померанцевую оранжерею» построили отец и сын Жилярди в 1813-1815 года (в качестве автора проекта иногда называется А.Н. Воронихин).
Здесь росли апельсины и гранаты, удивлявшие всех арбузы и другие фрукты. Отсюда и название, «померанец» - горький апельсин.
Архитекторы создали внутри пространства оранжереи восхитительную имитацию древнеегипетского храма. Роскошные композитные капители колонн, восходящие к подлинным колоннам египетских храмов III-I вв. до новой эры, богато расписанные потолки, на которых в геометрических фигурах перед зрителем предстают образы египетских божеств, царей и священных животных, обрамленные вереницами иероглифов. В центре - уникальная, не имеющая аналогов двенадцатирожковая люстра: священные кобры, цветы водяных лилий, вновь иероглифы, крылатые солнечные диски и пальмовые ветви. Фото внутреннего убранства ниже.
В это же время возведен «Египетский павильон», который использовали под. кухню. Информации о былом внутреннем убранстве - я не нашел.
Усадьбы многочисленного рода Голицыных (там только 4 основные ветки) не пережили 1990-е. Как и Зубрилово, так и оранжерея чудом сохранилась в советский период. Что бы быть разрушенной в наше время. Про скотомогильник, смены хозяйствующих субъектов и неисполнение распоряжения о передаче из федеральной собственности - субъекту с последующим закреплением на праве оперативного управления за усадебным музеем - не пишу.
В настоящее время. «Померанцевая оранжерея» - фактически находятся без крыши. Окна кое-как забиты. Бесценный интерьер разрушается.
После многочисленных статей «многое изменилось»: ленточками оградили вход - в калитку в заборе, ведущую к оранжерее (см. фото, это не преграда, даже экскурсии её отгибают и идут дальше; хотя там еще много вариантов как к ней пройти) и поставили многочисленные камеры по периметру оранжереи 1. Камеры не работают, 2. Они явно не спасут от основной опасности - дождя и снега, лучше бы хоть немного загерметизировали здание.
Князья Голицыны до разделения рода на ветви
Египетский павильон давно уже не египетский, от прежней красоты остались несколько наружных барельефов. Но само здание крепкое и с крышей.
Обратите внимание на имитацию егепитских иероглифов
Вид сзади на Египетский павильон
Калитка, ведущая на запретную территорию
Заброшенная аллея к Померанцевой оранжерее. Посмотрите альбом 1841, какая красота была
Померанцевая оранжерея. По бокам пристройки, возведенные в «дачный период» усадьбы
Центральная часть барельефа
Бокавая часть барельефа
Бокавая часть барельефа
Кругом, поставили камеры. Но они не работают
Взглянем вовнутрь
Внутреннее убранство Померанцевой оранжереи
(все нижерасположенные фотографии Людмилы Тишкиной)
Обязательно к просмотру
Виды села Влахернского - книжный шедевр и усадьба С. М. Голицына Работа живописца Рауха Иоганна Непомука (Rauch Johann Nepomuk 15.05.1804. Вена - 07.03.1847. Рим)
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ) Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя
aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание.
Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».