Как часто бывало так, что вы читаете произведение начинающего автора, и не понимаете, где происходят события? Или читаете, читаете… и вот уже нарисовали деревеньку и деревенский пейзаж… И вдруг раз - а это оказывается лес, да не простой, а фентезийный! Нет-нет! Не деревенька превратилась в лес, а, оказывается, лес был изначально! Просто вы не так поняли… И вообще все дома живут на деревьях. Или это деревья живут в домах? А речка тогда где протекает? Деревня за околицей леса?! Или это лес за околицей деревни?.. Жесть! И вот вы уже бьётесь головой о стену и кричите в пространство: «Автор, за что вы так со мной, с читателем?! Где происходят события?! Не таите! Слышите, автор!»
А может, и не вы кричите… А может, это вам кричат…
Конечно, детально расписывать где какие дома, а где какие деревья, их вид, возраст, форму листьев, рисунок коры, густоту кроны, корявость корней, расположение деревьев в пространстве не нужно.
Или нужно?
Всё зависит от того, что вы хотите показать читателю. Не рассказать, а именно показать. Считайте, что читатель смотрит кино. И если вокруг главного героя туман, то читатель должен кожей почувствовать всех монстров, которые прячутся за непрозрачной пеленой! Ощутить каждое движение! Или его отсутствие… Представляете: дремучий лес. Густой туман. Вы один. Тропинка утеряна. Вы не знаете, куда идти и тревожно прислушиваетесь - где-то недалеко должен быть хутор, там точно есть люди! Вам нужно только услышать, в какой он стороне. Или хотя бы почувствовать запах близкого жилья… Но вы не слышите ни одного звука. Вообще! И запахи все чужие. И не видно ни зги!..
Эх…
Не стоит абсолютно неоправданно подвешивать персонажей в пространстве. А если подвешиваете, то хотя бы напишите - зачем или за чем?! Или за что… Не в смысле, за какие части тела, а… ну вы поняли, да?
При описании пейзажа есть один очень коварный подводный камень: всевозможные описания замедляют действие. И описывая в тексте окружающий героя мир, вы теряете динамику.
Хотя, может, это вовсе и не коварный камень, а классный инструмент? И им, то есть пейзажем, нужно просто научиться пользоваться?
Вот, например, в реалистичных рассказах - насколько подробно нужно описывать мир? Все же и так знают, где мы живём?
Вот я, например, живу в Сибири! И вот такой же автор, то есть, сибиряк описывает пейзаж одним словом: зима. У всех, читателей, которые живут в Сибири, перед глазами возникнут похожие картинки: много снега, мороз… Может быть буран… Может, даже чёрный.
А как быть читателю, который за всю свою жизнь ни разу не покидал тёплого берега тёплого моря?.. О, боже! Как я хочу быть этим читателем!
В представлении такого счастливого человека зима - это нечто совсем не то, что для сибиряков! Про снег и мороз этот читатель ничего не знает. Если только он ради каких-то своих чудачеств не ездил зимой отдыхать от тёплого моря в Сибирь. И если не ездил, то ему одного слова «зима», для того чтобы увидеть всю нашу белоснежную красоту, вообще недостаточно! И это реалистичный мир!
О чём тогда говорить, если автор описывает мир фантастический!
Ох, и тяжела авторская доля! И что с этим делать?
У меня есть ответ на этот вопрос! Приходите в студию!
Кстати, теперь в литературном агентстве «Нео-Лит» открыта и онлайн студия, в которой вообще индивидуальный подход!
Так что приходите! Прокачивайте литературное мастерство и потом радуйте своих читателей!
Наш адрес: литературное агентство "Нео-Лит", г. Барнаул, Чернышевского ул., 59, 4-й этаж, кабинет 403, тел. 8-933-3113661; e-mail: altay.neo-lit@yandex.ru
Работа польского художника Яцека Йерки