...мысли вслух... о корриде

Jul 22, 2010 12:18

В начале этого месяца в Памплоне (Испания) проходил Сан-Фермин - ежегодный девятидневный фестиваль, проводимый с 1591 года. Основными развлечениями фестиваля являются традиционные забеги с быками и вечерняя коррида. Все новостные ленты пестрели фотографиями толп испанцев, бегающих по узким улочкам от разъяренных быков и кровавыми сценами неравносильных битв кучи вооруженных матадоров против одного бедного истерзанного быка.
Два года назад я путешествовала по Испании и буквально влюбилась в эту страну - божественная природа, великолепная архитектора, обаятельные добрые люди, богатое культурное наследие... И среди всего этого великолепия - традиционное кровавое развлечение, которое испанцы очень любят и хвастаются им на весь мир... Насмотревшись фотоотчетов с последнего фестиваля, я решила все-таки разобраться, в чем же прелесть этой самой корриды и откуда вообще она взялась.

Коррида (исп. corrida (de toros)) - наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах и состоящее в выполнении определённой последовательности фигур с быком особой иберийской породы, обычно завершающееся убийством быка. Далее будем рассматривать только испанскую корриду и ее пеший вариант (есть еще конная коррида, с участием лошадей).
Само слово corrida образовано от глагола correr, главное значение которого «бежать» (однако «бег» - carrera). У этого глагола есть и иные значения, в частности, correr una suerte - претерпеть (какую-либо) судьбу. Поэтому очень приблизительно смысл словосочетания corrida de toros можно перевести как «обработка быков», «прогон быков». Испанцы в обиходе называют корриду просто toros, то есть «быки»

История корриды восходит к бронзовому веку, к иберам, населявшим Пиренейский полуостров. Еще в те времена люди наслаждались корридой, хотя тогда это зрелище было не похоже на современное. Бой быков носил чисто ритуальный характер. В самой Испании они происходили еще до римского завоевания. Подобные церемонии существовали и у других народов Старой Европы, например у древних греков. В античное время их связывали с культами солнца и плодородия. Существовал даже специальный термин - таврокатапсия - ритуальные игры с быком. Существуют даже наглядные подтверждения - всем известные фрески в знаменитом Кносском дворце.



В средние века испанские корриды обыкновенно связывались со свадебными торжествами. Самая пышная из коррид древности состоялась в 1144 году по случаю бракосочетания принца Гарсиа VI Наваррского с дочерью короля Альфонсо VII. Известно, что во времена Альфонсо Х в деревнях Эстремадуры жених из мало-мальски хорошего семейства непременно при поддержке друзей дрался с быком и должен был вонзить в холку животного дротик, украшенный лентами невесты. Именно тогда и начали появляться первые профессионалы, и Альфонсо Х издал указ, объявляющий выступление на корриде за деньги бесчестным и позорным делом. Тогда основным видом корриды были бои конных идальго или простолюдинов против быков, и участники должны были «безвозмездно демонстрировать свою смелость перед злым животным». Быка при этом предписывалось, по возможности, не убивать - смертью быка заканчивался особый бой, более других напоминавший древнее жертвоприношение.

Новая волна интереса к корриде поднялась в XV веке. Рыцари, участвовавшие в реконкисте, искали новой славы, новых побед. Их взоры обратились на одну из древнейших народных забав - корриду. Именно в бое с быками они могли показать свою отвагу и мужество. Коррида была привилегией исключительно благородного сословия. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события, в том числе особо важные аутодафе, а в дни коронационных торжеств короли выходили приветствовать народ. Коррида в этот период эстетизируется и становится фактором культуры. Однако, уже в Средние века корриду пытались запретить. В середине XVI века папа Пий V издал эдикт, запрещающий бои быков под страхом отлучения от церкви. Там говорилось, в частности: «есть еще многие, которые в разных городах в тщетном хвастовстве силой и смелостью в публичных и частных представлениях сражаются с быками, что приводит к смертям и ранениям и представляет большую опасность для душ», а сама коррида квалифицировалась как «тупое и кровавое зрелище, более демона достойное, чем человека». И что же? Король Филипп II «нажал на все рычаги» и добился отмены запрета!

Пешая коррида появляется в начале XVIII века. Причиной изменения обычаев является, по всей видимости, неприязнь короля-француза Филиппа V к этой испанской традиции, вследствие чего коррида становится праздником людей низших классов, не имевших своих лошадей (или боявшихся рисковать ими). Место рождения современной корриды - Андалусия. В середине XVIII века каждый район Мадрида имел свою арену для корриды - как правило, площадь, огороженную деревянными щитами.

В последующие сто лет появляются первые известные тореро, разработавшие ритуалы и приёмы современной тавромахии - Хоакин Родригес «Костильярес», Хосе Дельгадо Герра «Пепе-Ильо», Педро Ромеро Мартинес. Бой быков быстро развивается на протяжении XIX столетия, а его «Золотым веком» считаются 1910-1920-е годы, когда выступают Хуан Бельмонте (считается лучшим тореро всех времён и отцом современного стиля тавромахии), Хосе Гомес «Гальито» (он же «Хоселито»), Рафаэль Гонсалес «Мачакито». После гражданской войны 1936-1939 гг., когда появляются новые выдающиеся матадоры (Манолете и др.), популярность корриды быстро возрастает. Одновременно с этим в двадцатом веке в Испании появилось масштабное движение за отмену проведения корриды. В последние десятилетия популярность корриды, падает, сейчас у неё много противников, особенно среди защитников животных. Зоозащитные организации намереваются добиться запрета корриды в Европейском парламенте. При этом король Испании Хуан Карлос заявил, что день, когда Брюссель запретит корриду, станет последним днем пребывания Испании в Европейском союзе. Защитникам прав животных уже удалось добиться замены на муляж живого быка в ритуале «Огненные быки».
__________

В корриде участвуют быки особой породы (близкие к туру). Боевые быки делятся по определенным характеристикам на 7 идеальных образцов - каст. Их выращивают на специальных фермах. Переж боем в загривок быка втыкается маленький цветной вымпел, по которому определяют происхождение быка. В корриде участвуют быки в возрасте 4-6 лет и весом не менее 450 кг.
Образ черного быка можно интерпретировать как олицетворение смерти, что придает поединку особый ритуальный характер. Но в то же время согласно этикету тореро должен относиться к быку не как к жертве, а как к достойному сопернику, проявлять должное уважение к его силе и храбрости.
Тем не менее, шансы остаться в живых после боя у быка ничтожно малы. Если это всё же произошло, бык будет использован для разведения или зарезан, но никогда не будет снова выпущен на арену. Как утверждают сами тореро, после первого боя бык уже слишком много знает. Через полчаса он начинает понимать всю технику боя и помнит ее долгие годы. А это очень опасно для любого матадора.

Афиши корриды содержат стандартную формулировку: представление состоится такого-то числа, «если тому не воспрепятствует погода, с разрешения властей и под их председательством». Председатель  - мэр города или иной представитель гражданских властей (коррида в Испании находится в ведении МВД). Он подаёт сигналы к началу каждой фазы корриды и распоряжается о награждении матадора.

В день боя быков, обычно в полдень, представители матадоров или новильеро посещают загон арены, чтобы решить, кто с какими быками будет выступать. Иногда быков группируют так, чтобы самый лёгкий бык попал в пару с самым тяжёлым, а бык с самыми длинными рогами попал в пару с быком с самыми короткими. Номера быков пишутся на листках бумаги и кладутся в шляпу. Затем представители вытягивают по бумажке каждый, определяя с какими быками будут выступать их наниматели. После жеребьёвки следует разделение быков в индивидуальные загоны, где они остаются до боя. Женщинам-тореадорам (в отличие от мужчин) представляется право выбрать быка самостоятельно.

Коррида делится на три части (терции, tercios), две из которых включают «испытания» (suertes, буквально - удача, судьба, вариант; иногда каждую из фаз корриды тоже называют suerte). О начале каждой секции извещает звук трубы.
Коррида начинается в 17 часов вечера, с шествия участников, смысл которого - представить себя председателю корриды и публике. У шествия существует свой порядок, размещающий участников в следующей последовательности:
В первом ряду располагаются матадоры (исп. «убийца»), становясь слева - старший (по опыту), справа - следующий, и в центре - самый молодой (неофит).
По обе стороны от матадоров едут альгвасили (официальные лица) на лошадях.
Во втором ряду идут трое подчинённых (помощников) самого старшего из матадоров.
В третьем - трое подчинённых среднего.
В четвёртом - самого младшего.
В пятом ряду следуют два пикадора самого старшего из матадоров.
В шестом - среднего.
В седьмом - младшего.
Закрывают шествие рабочие арены.

Первая терция иначе называется «терция пик» (tercio de varas). Начинается с того, что из загона выбегает бык, и его сначала встречают помощники тореро с плащами - капоте. Это большой плащ, розовы с одной стороны, которую показывают быку, и желтый (или синий) с другой.  Капоте используют как матадор, так и подчинённые, для встречи быка при его выходе на арену. Используется капоте как в артистических приёмах, так и непосредственно в поединке. Из-за его веса он должен браться обеими руками. Бой с капоте, особенно ценимый в Латинской Америке, применяется матадором в первых двух терциях, и его квадрильей в течение всей корриды, чтобы «бежать на быка, останавливать, фиксировать».

Два пикадора на лошади, один за другим, специальной пикой наносят удары в загривок быка, чтобы пустить кровь и тем самым снизить кровяное давление быка и избежать его преждевременной гибели. Исторически эта конная часть корриды была самой важной, так как происходила непосредственно от древней аристократической забавы с быком.



На арене нарисовано два круга. Пикадор должен оставаться за пределами внешнего круга, чтобы принять на себя атаку быка во время первой терции. В то же время тореро должны удерживать быка в пределах внутреннего круга до того, как он нападёт на пикадора. Развитие данного эпизода делится на три этапа: cita, encuentro, salida (встреча, состязание, выход). Когда пикадор встречает быка, тореро и помощники становятся слева от лошади. Бык наносит жестокие удары рогами в бок лошади. С XIX века лошадей стали защищать особыми доспехами, которые смягчают удары. Представители российского общества любителей лошадей подвергают сомнению назначение этих доспехов как защиты. В целом травмы лошадей на корриде часты. Иногда быку удаётся перевернуть коня. Бывает, что всадник при этом оказывается придавленным лошадью: большинство травм, наносимых на корриде пикадорам, происходит именно от этого. На всех аренах имеется ветеринарный пункт для лошадей.



Вторая терция - «терция бандерилий». Целью является «наказание» быка и измерение его ярости, не отнимая у него сил. Участники стремятся «оживить» или «развеселить» быка. Поэтому бандерильи, короткие украшенные копья, которые остаются в теле животного, также называют «увеселителями». До XVIII века их втыкали по одной в любой момент корриды, но затем их начали помещать попарно три раза. Выполнение этой части корриды поручается помощникам (их также называют бандерильеро), хотя иногда сам матадор исполняет этот эпизод. В каждой квадрилье есть три бандерильеро, обычно двое из них подходят к быку в общей сложности три раза с парой бандерилий. Таким образом каждый из бандерильеро к концу корриды делает два подхода.



Последняя, третья терция - терция смерти - включает в себя подготовку быка к смерти при помощи мулеты и его убийство шпагой. Хотя все эпизоды боя тореро посвящает какому-нибудь человеку, именно в этом «номере» обычаи более укоренённые. Смерть первого быка каждого матадора должна, также, быть посвящена председателю корриды (остатки церемоний этикета, которые «пропитывают» бои быков). В момент получения орудий убийства тореро, держа мулету и шпагу в левой руке, а шляпу в правой, идёт к человеку, которому он собирается посвятить свою «работу». Подойдя к нему с непокрытой головой и вытянутой рукой, он произносит посвятительную речь, после чего он бросает шляпу на арену через плечо.



Традиция гласит, что хорошим предзнаменованием считается, когда шляпа падает дном вниз, а плохим - дном вверх; поэтому иногда тореро переворачивают её, если она упала дном вверх. Хотя сейчас уже не провозглашаются посвящения в стихах, раньше это был очень распространённый обычай. Особенно красочными являлись те, в которых тореро отдавались собственной находчивости, произведения которой часто оказывались небрежными и неотделанными. Маэстро, при помощи мулеты (небольшой красный плащ, натянутый на деревянную палку длиной ок. 50 см), достигает наивысшего сближения с быком, используя самые предприимчивые и чувствительные приёмы.





После проведения артистической работы с быком, когда он утомлён и обессилен, наступает решающий момент - смерть быка, и это является кульминацией корриды. На ранних этапах развития корриды быка убивала вся квадрилья. Сейчас это делает исключительно матадор. Бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро даётся первое предупреждение. Через 3 минуты даётся второе предупреждение. Если ещё через 2 минуты бык жив, то его уводят, чтобы оставить для следующей корриды или заколоть. Такое развитие событий является позорным для любого тореро. Убийство всегда реализуется лицом к животному и целью является ввести шпагу в отверстие между передними рёбрами, чтоб попасть в сердце и вызвать как можно более быструю смерть. Обычно матадор предпринимает 3 или 4 попытки удара шпагой, прежде чем бык упадёт. Во времена расцвета корриды не убить быка шпагой с нескольких сделанных попыток считалось позором, хоть и не являлось редкостью (отрицательный рекорд - 34 попытки). В нынешние времена такие неудачи происходят довольно часто, и в этом случае тореро использует другой меч, с крестовиной у конца лезвия (descabello), чтобы повредить спинной хребет быка. Как только бык упадёт, бандерильеро втыкает в это же место маленький нож (puntilla), чтобы не доставлять животному лишних мучений (если этого не делать, то смерть быка наступает в результате внутреннего кровотечения, которое может длиться до 6 минут). У мёртвого или ещё агонизирующего животного отрезают трофеи - уши и хвост. Далее несколько мулов вытаскивают тушу убитого быка с арены, после чего оно передаётся мясникам, которые ждут снаружи. Мясо быка потом продаётся.

Иногда, если бык проявляет особую смелость и публика просит об этом президента арены, то после того как быка убьют, его тушу провозят по арене по кругу, и зрители ему аплодируют. Если бык проявил исключительную смелость и публика просит президента арены сохранить быку жизнь, то он может даровать быку «прощение». В этом случае убийство быка имитируется с помощью бандерильи или просто руки. Обычно бык после этого становится племенным. Однако бык, убивший матадора, подлежит смерти в любом случае. Надо особо отметить, что "Прощение" по-сути и является основной целью корриды. Задача матадора - это раскрыть и показать все возможности быка, чтобы зрители и президент корриды даровали быку прощение. Такие случаи редки, но каждое событие - праздник: Испанцы ликуют и выходят с арены на улицы праздновать "прощение" быка и удачное выступление матадора.

Матадору, показавшему выдающееся искусство, присуждаются трофеи. Они идут в следующей очерёдности: с согласия публики матадор может сделать круг почёта по арене. Если большая часть публики просит председателя, обычно размахивая белыми платками, он присуждает одно ухо. Если публика просит, и президент сам считает выступление отличным, он может присудить два уха. Если он считает представление выдающимся, он может присудить два уха и хвост, также называющиеся «высшими наградами». Трофеи срезаются с мёртвого или умирающего быка, и отдаются матадору или новильеро, который затем совершает один или несколько кругов почёта по арене. Если он получил хотя бы два уха в течение всего боя быков, он заслуживает право быть вынесенным с арены на плечах публики. С другой стороны, публика может высказать и неодобрение в форме молчания, свиста и выбрасывания на арену подушек, на которых зрители сидят на каменных или бетонных ярусах арены. Впрочем, выбрасывание на арену подушек может означать только невоспитанность некоторых зрителей.




Коррида считается одним из воплощений испанского национального духа. Другое название корриды - «национальный праздник» (la fiesta nacional). Бык вообще воспринимается как один из символов страны и даже неформально помещается на флаг Испании вместо герба.
В драматургии XVI-XVII веков, в том числе у Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, часто фигурирует раненый герой или герой, только что победивший быка.
Тавромахия и тесно связанная с ней тема смерти занимает большое место в творчестве испанских художников (множество работ Гойи - проводятся даже особые «корриды в стиле Гойи», Пикассо), писателей, поэтов (Гарсиа Лорка), кинематографистов (Альмодовар и другие). Сюжет корриды также встречается в произведениях французов Мериме, Бизе, Э.Мане. Американский писатель Эрнест Хемингуэй был ценителем и поклонником корриды и написал рассказ-исследование о ней «Смерть после полудня». В настоящее время коррида активно используется в образах, создаваемых в рамках поп-культуры.
Коррида (или другое зрелище с участием быков) - обязательный элемент программы любых городских и даже многих сельских праздников. В каждом городе существует несколько клубов любителей корриды (по-испански - «peña taurina»), имеющих свою униформу и любительский оркестр (который выступает на корридах, играя традиционный пасодобль - жанр, сформировавшийся благодаря корриде). Вместе с тем, в целом зрелище постепенно теряет свои как популярность, так и рейтинги среди граждан. На родине корриды в Испании, по данным социологических опросов на 2004 год, 84.2 жителей заявляли о том, что коррида их не интересует, 32 процента выступали против неё, считая её жестоким зрелищем. По словам президента Испанской федерации ассоциации туроператоров Хесус Мартинес Мильян. Как утверждает автор портала «Newsru.ru», в данный момент популярность корриды снижается из за активности движений за права животных. В 1998 году Европейское сообщество осудило корриду и запретило придавать ей статус культурного мероприятия. В законодательстве Испании до сих пор не введено полного запрета корриды, однако, зарабатывание на ней происходит в основном за счёт туризма.

Активисты-противники боёв быков проводят различные акции перед крупными фериями в Испании, а также противостоят (иногда удачно организации корриды за пределами традиционного ареала её распространения (например, в России в 2001-2002 году). Особенно известны выступления организации «Люди за этичное обращение с животными» (PETA).
В Испании коррида больше не проводится на Канарских островах (хотя петушиные бои, являющиеся частью местных традиций, там продолжаются). В 2004 году Барселона была объявлена «городом, свободным от корриды» (каталонские националисты приветствовали этот шаг, выступая одновременно за сохранение каталонских национальных забегов с участием быков), однако силы закона это заявление не приобрело (в силу того, что вопросы корриды относятся к ведению центрального правительства) и корриды в Барселоне по-прежнему проводятся регулярно.
В 2007 г. в Испании стартовала кампания по запрету трансляции корриды. От трансляций отказался центральный телевизионный канал TVE. Представители канала заявили, что «ее политике противоречит показ сцен насилия и излишней жестокости в то время, когда телевизор смотрит малолетняя аудитория».
18 декабря 2009 Региональным парламентом Каталонии было принято решение о запрете корриды. В парламент были переданы 127 тысячей подписей противников корриды, собранных испанской Ассоциацией защиты прав животных и Всемирным обществом защиты животных и 180 тысяч подписей, собранных общественной организацией «Проу». Это позволило начать парламентские дебаты о возможности такого запрета. Уже за пять лет до запрета 30 % каталонцев высказались против корриды, 80 % заявили о своем равнодушии к зрелищу.
К победам защитников прав животных можно отнести замену настоящих быков на деревянные муляжи в ходе народной забавы «Огненные быки». Однако это продиктовано скорее требованиями безопасности зрителей и участников действа. Также запрещены некоторые жестокие народные формы тавромахии, не относящиеся непосредственно к корриде.
Любители лошадей также протестуют против корриды, обращая внимание на высокий травматизм и смертность лошадей в этом мероприятии, а также на средства контроля за лошадьми, применяемые в корриде (транквилизаторы для лошадей, ослепление лошадей, тяжелые корридные стремена).

Аргументы противников корриды:
  • Культурная значимость корриды сомнительна, и попадает под те же статьи, что и культурная значимость боёв гладиаторов, затравливания львами людей на арене, обычаем бычьей пляски на древнем Крите, показательно-публичных казней, принятых в Средневековье, и прочих уже отошедших в прошлое развлечений, резко осуждаемых с позиций современной этической парадигмы.
  • Коррида не имеет никакого практического значения. Деньги, тратящиеся на её финансирование, было бы более благоразумным употребить на более насущные и полезные нужды (благотворительность, помощь нуждающимся, детские учреждения, и т. п.)
  • Коррида выполняет негативную воспитательную функцию, является ретроградным (лат. retrogradus - идущий обратно) явлением. Заметный пик популярности и расцвета «национального праздника» пришёлся на годы режима Франко. Наоборот, при повышении уровня жизни в стране и со становлением этических норм, эта традиция признается жестокой и стремительно теряет свою популярность.
  • В большинстве стран в той или иной форме присутствует закон о жестоком обращении с животными. Коррида не вписывается в нормативные требования, выдвигаемые основными положениями такого закона, её сосуществование с требованиями недопустимости жестокого обращения с животным выглядит абсурдно.
  • Коррида несовместима с имиджем Испании как развитой цивилизованной страны, что подтверждается критикой Европейского сообщества.
  • Коррида окружена ореолом романтики, и представляется искусством боя на равных между матадором и быком, но такие представления являются ложными и не заведомо соответствует действительности, - очевидно, что в случае их правдивости смертность тореадоров примерно совпадала бы со смертностью быков на арене. Кроме того, в бое на стороне матадора участвует большое количество вооружённых людей, и лошадей, против одного быка. Также, матадор и его помощники способны накапливать опыт от боя к бою, в то время как для быка такая возможность строжайше исключена. Таким образом, романтические представления о корриде как о поединке являются не более чем мистификацией, а то что происходит на арене, следует охарактеризовать скорее как ожесточённое избиение обречённого животного, не содержащее в себе никаких героических элементов со стороны участников-людей.
  • Существует масса развлечений, а также востребованных профессий, дающих возможность рисковать собственными жизнью и здоровьем без применения жестокости и насилия по отношению к более слабым, и делая это не только не во вред кому-либо, но зачастую даже с практической пользой для окружающих (парашютный спорт, парапланеризм, каскадёрство, испытание новых моделей, байдарочный спорт, гонки, и т. п.). В частности, к таким вариантам в качестве более-менее предпочтительного можно отнести и бескровные состязания с быками, также популярные в Испании.
  • Искусства танца, балета, актёрского мастерства, и прочие варианты показательных выступлений, требующие артистических элементов и навыков грациозности, никак не связаны с убийством. Всё это можно продемонстрировать вне контекста убийства какого-либо живого существа, без потери при этом культурной ценности и качества.
  • Сохранение редких и имеющих ценность пород быков как самоцель не имеет приоритета над качеством жизни особей, и представляет собой сомнительное благо при истреблении большинства особей на 4-6 году жизни (при нормальной продолжительности жизни быка в ~25 лет). Такое сохранение, планируемое с целью поддерживать многообразие зоологических видов, возможно и без убийств быков.


Аргументы сторонников корриды:
  • Коррида является неотъемлемой частью испанского культурного наследия и национальной идентичности
  • Тореро на бою демонстрирует красивое искусство, подобное балету (словарь Королевской Академии наук Испании определяет тавромахию как искусство). Зрители приходят смотреть не на мучения быка, а на мастерство и храбрость тореро.
  • Страдания быка не превосходят то, что претерпевают многие домашние животные, однако бык, в отличие от них, погибает с достоинством и в случае проявления исключительной смелости может быть «прощён» и оставлен в живых.
  • Опытный тореро, знающий повадки быка, действительно имеет над ним превосходство. Однако, это животное так опасно, что непрофессионал против него не выстоит, да и матадоры регулярно получают опасные ранения (смертельные случаи ранее были распространены, но сейчас очень редки благодаря достижениям медицины).
  • Только коррида помогла сохранить боевого иберийского быка как уникальную породу, самую близкую к древнему туру.
  • Тысячи животных убивают из-за ценного меха или просто на охоте, прежде чем запретить корриду надо запретить охоту и использование меха и шкур животных.


Фотографии взяты с сайта Новости в фотографиях

культура, Испания

Previous post Next post
Up