Об средневековье

Nov 24, 2019 00:54

Все говорят средневековье средневековье, тёмные века, невежество, мракобесие, крестовые походы, чёрная чума, в общем полный кошмар и ужас. А мне всегда такое отношение к средневековью казалось немного странным, особенно в конце 20 - начале 21 века. Прогресс конечно налицо, прививки делать научились и антибиотики изобрели, а также другую полезную науку и технику, а в остальном хрен его знает. Ну да, теперь у нас невежество прекрасно уживается с поголовной грамотностью и, как сказал Сент Экзюпери в "Планете Людей" : "Последний школяр на отделении точных наук знает о законах природы куда больше, чем знали Декарт и Паскаль. Но способен ли школяр мыслить как они?"

Короче, это у меня сейчас второй год курса Меа, то бишь обзорного курса по иудаизму. В этом семестре изучаем средневековье, преподаватель совершенно дивный, профессор истории из университета Род Айленда, специалист по исламу и иудаизму, а также их взаимоотношением, особенно в Средние Века, переводчик с арабского и иудео-арабского, ну и просто прекрасный лектор и большой эрудит. На первом занятии читали пассаж про андалузского исламского теолога, Абу Умар Ахмад ибн Мухаммед ибн Саади, который посетил Багдад, а по возвращении в Андалузию встретился со знаменитым исламским мыслителем Абу Мухаммед ибн Аби Заид, который спросил была ли у него возможность посетить в Багдаде собрание Каламских теологов. Была, ответаил ибн Саади, два раза сходил, в третий не пошёл. Почему? - вопросил ибн Аби Заид. Суди сам, ответил тому ибн Саади. На первой встрече были не только исламские сектанты, но и неверующие, зороастрийцы, материалисты, атеисты, евреи и христиане. В общем, неверные всех сортов и оттенков. Один из неверных встал и произнёс следующую речь:

We are meeting here for a discussion. Its conditions are known to you all. Muslims are not allowed to argue from their sacred books since we deny them. Everyone has to limit himself to rational arguments.

Такие суровые условия ибн Саади не понравились, пару раз он сходил, а больше не стал. Это просто interfaith meeting какой-то, хотя не думаю что на современных к публике предъявляют такие требования. Вот вам и тёмное средневековье.

А на прошлом занятии мы читали про рабби Йосефа, ученика Маймонида, которому тот посвятил свой Путеводитель для Заблудших. Для начала прочитали его биографию из трудов Ибн Ал-Кифти, визиря Алеппо, который оставил после себя сборник биографий "History of Learned Men", в основном исламских, но несколько еврейских там тоже есть, в том числе рабби Йосефа, с которым у Аль-Кифти была долгая дружба и даже договор о том, что тот, кто из них первый отправится на тот свет, вернётся и расскажет как оно там устроено, чего ожидать, и прочие полезные сведения. Потом прочитали его переписку с Маймонидом, где раби Йосеф обвиняет учителя в том, что тот подсунул ему свою дочь в качестве жены, а та оказалась женщиной лёгкого поведения, но на самом деле под развратной девицей имеется в виду философия, которой Маймонид обучал рабби Йосефа. Маймонид правда в обиде не остался и ответил письмом, в котором отвечал что его дочь невинна и прекрасна, и что это рабби Йосеф козёл, плохо с ней обращался и вообще не смог оценить её достоинств. А потом прочитали письмо Аль Латиф Аль Багдади (никакой связи с ISIS), который был учёным и врачом и философом, и тоже учился у Маймонида, в котором он пишет страшные гадости про рабби Йосефа, тот у него выходит просто страшный человек какой-то. Ну и напоследок отзыв Аль-Кифти об Аль-Багдади, тоже отнюдь нелестный. Вот такие средневековые страсти.

Но это было ещё не всё. Оказывается в двадцатых годах в Лондоне на модных в ту пору сеансах в доме у некоей миссис Гарретт как-то обвьявился этот самый Аль Багдади. Объявился и зачастил, причём каждое своё появление использовал для того, чтобы поделиться медицинскими советами. Он, как уже было ,упомянуто, среди прочих занятий был врачом, вроде очень продвинутым для своего времени, и вполне понятно что после стольких веков его распирало желание поделиться знаниями. Эти сведения очевидно показались достаточно важными и интересными миссис Гарретт и остальными посетителями её салона, потому что в какой-то момент они начали записывать советы, полученные во время сеансов, и впоследствии издали их целый книгой под названием Health, its Recovery and Maintenance. Аль Багдади на какое-то время исчез, но очевидно всё же остался неудовлетворён результатом и в 1957 году появился опять уже в другом салоне. На этот раз он не стал тратить время, а сразу сказал участникам сеанса что они должны перевести с арабского на английский его медицинские труды, написанные в 12-13 веках. Участники не посмели ослушаться, наняли команду переводчиков, и получилась ещё одна книга - The eastern key. Наш преподаватель сказал что перевод ужасный, но Аль Багдади очевидно на этот раз остался доволен, поскольку исчез уже насовсем.

И скажите теперь кто здесь сумасшедший.

judaism

Previous post Next post
Up