Про Израиль с большим опозданием и любовью

Jul 08, 2018 23:02

Билеты в Израиль я купила ещё прошлым летом. Вообще желание поехать туда на 70-летие у меня появилось давно, потом ещё выяснилось что это событие совпадает с Эськиными каникулами. Но всё же скорее всего ничего бы так и не произошло, нашлись бы причины, решили бы например что ехать на одну всего неделю нет никакого смысла, eсли бы тов. Крупский с Бенькой не полетели на свадьбу к Шайкиному сыну. Я как хорошая жена и мать организовала всю поездку, а сама осталась дома, потому что оставалось мало отпуска, летом очень дорого и, главное, чертовски жарко. Осталась я значит дома работать, тов. Крупский с Бенькой передвигались по намеченному мной маршруту, выставляя каждое утро фотографии на фейсбук, а я с утра смотрела на эти фотографии и переполнялась до краёв жуткой злобой и завистью. В какой-то момент эти чувства перехлестнули через край, я не выдержала, плюнула и купила билеты на апрель. Зависть - лучший двигатель прогресса.

Незадолго до апреля произошло событие, которое перевело поездку из разряда pleasure в почти что business. Эську, которая в этом году закончила школу, приняли в израильскую армейскую подготовительную программу под названием Эйн Прат, та что в Кфар Адумим, по дороге из Иерусалима на Мёртвое море. Ей оттуда написали что если вдруг она в этом году случайно окажется в Израиле, то было бы неплохо провести там день чтобы хоть приблизительно понять что её ожидает. Так что всё вышло очень удачно, мы совместили приятное с полезным, которое оказалось тоже очень приятным. Вдобавок к этому наши ближайшие друзья сделали алию прошлой осенью и очень хотелось посмотреть на них в новом так сказать natural environment.

Кстати, отвлекаясь от главной темы - друг, который сделал алию, это тот самый Миша Шерман, в связи с которым несколько лет назад был жуткий скандал в ЖЖ, с участием Пети Полонского и Аси Казанцевой ("в Ариельском университете врут про науку"). Самое смешное это то, что Миша теперь профессор в Ариельском университете, перевёз туда свою бостонскую лабораторию и, надо полагать, не допустит чтобы там врали студентам. Вот такай история. Нам теперь в Бостоне одиноко и грустно, зато израильтянам повезло, надеюсь что они оценят свою удачу. Люди типа Шерманов встречаются крайне редко, чего стоит один тот факт что в алию они с собой повезли не холодильник со стиральной машиной как приличные американцы, а вирусы из собственной лаборатории, которые никак нельзя было посылать дальним багажом. Я боялась что их загребут в таможне как иностранных шпионов с биологическим оружием, но у них, как говорится на нашем родном иврите, хашгаха прати.

Из всего этого следует что поездка не могла не удасться, и она таки удалась на славу. Ко всему прочему мы кажется впервые поехали не как туристы, с нами не было детей, которым нужно было непременно что-нибудь показывать, Эська меня предупредила ещё до поездки чтобы никаких экскурсий с экскурсаводами, да и вообще мы её там мало видели. Подробных планов на каждый день мы тоже не строили, так что было расслабленно и приятно.

Для тех, кто не в танке (как мы до недавнего времени) - подготовительные программы созданы для молодёжи, которая серьёзно относится к армейской службе и стремится попасть в самые что ни на есть престижные войска и вообще принести как можно пользы всем заинтересованным. Эська сообщила что в её программе примерно 80% выпускников впоследствии становятся офицерами. Чтобы попасть в престижные войска вовсе не обязательно сначала идти в подготовительную программу и тем самым терять ещё один год, но, насколько я понимаю, туда идёт молодёжь, которая хочет максимизировать свои шансы. Наша поездка пришлась на апрель, в Штатах как раз был самый разгар страстей по поводу поступлений в университеты. Я не хочу никого здесь обидеть (включая саму себя) и понимаю что в Израиле это не от хорошей жизни и лучше бы без этого, но мне устремления израильской молодёжи кажутся гораздо более достойными нежели переживания по поводу попадания в свой dream school.

Эська осталась в полном восторге от визита. Сначала с ней долго беседовала директриса, за время беседы они успели обойти весь Кфар Адумим по кругу, дети были с ней очень милы и всё время подходили и спрашивали не грустно ли ей и не чувствует ли она себя одинокой.
А вечером они поехали в Старый город, где была сходка всех таких программ плюс ещё какое-то количество солдат, сначала были речи, которые она не понимала, а потом концерт известных израильских певцов. Это потому что неделя выдалась праздничная, а вообще трудовые будни у них проходят в физической подготовке, занятиях и обсуждениях самых разных тем, включая религию, философию, политику и прочая, волонтёрской работе, и поездкам по стране. Ещё остаётся немножко времени на поспать. Еду себе готовят сами, и надо сказать что Эська осталась не в большом восторге от этой еды. Детей там собирают из самых разных концов необъятной Родины, из разных слоёв общества и уровней религиозности, так что получается вполне сборная солянка.

Пока Эська тусовалась в мехине, мы с тов. Крупским поехали на Мёртвое Море отдыхать от тяжёлых трудов и отмечать свою годовщину. Остановились на ночь в гостинице киббуца Эйн Геди, где никогда не были и очень хотели попасть. Киббуц прикольный, он весь усажен растениями, привезёнными из разных экзотических мест. Я раньше слышала что в Эйн Геди есть ботанический сад и всё пыталась выяснить где же он находится, киббуцники же меня не понимали и тыкали руками во все стороны, дескать он везде. Так и оказалось. Из названий меня больше всего впечатлили euphorbia antisyphilitica и leptodenia pyrotechnica. Вот такой у меня низменный вкус. А ещё я там впервые в жизни увидела баобаб Он стоял посреди большой поляны и очень сам себе соответствовал. Посмотришь и сразу видишь что не иначе как баобаб. Так что нам в киббуце очень понравилось. Там ещё есть spa с двумя бассейнами и двумя банями - мокрой и сухой. Душевное место. На пляж мы тоже съездили, в будний день там одни русские туристы и пожилые арабские женщины.

На следующее утро мы подобрали Эську и поехали в Хайфу с целью показать ей немножко город и Технион. На ночлег я сняла квартиру, которая, как выяснилось, находилась в нижнем городе (не самое любимое нами место) и принадлежала арабу-христиану. Было заметно впрочем что хозяин старается всем угодить - в саду стояли фигурки каких-то святых, на стене висел большой крест, а на двери мезуза. Дружба народов короче. Весь вечер мы гуляли, домой вернулись поздно, но хозяин ещё не спал. Принёс нам чай с мятой со своего огорода и немножко потрепался. Сказал что Хайфа прекрасный город потому что там все живут в мире и согласии, и что Израиль лучшая страна в мире, даже лучше чем наша Америка. Арабы-христиане и раньше Израиль ценили, а теперь наверное и подавно. Помню в наши хайфские деньки у меня был сотрудник араб-христианин, выросший в восточном Иерусалиме, закончивший там немецкую школу, а потом университет в Германии, и совсем не говоривший на иврите. На выборах 96 года он с нашим русским приятелем были единственные, кто голосовал за Ликуд.

Ещё нам хозяин рассказал что у него двое детей и что старший учится в британской школе с общежитием, и что после этой школы дети могут без экзаменов идти в Оксфорд (или Кембридж, один хрен). По его словам, в школе учатся дети из самых разных общин, но девочкам там не разрешается носить хиджабы. Это в догонку к предыдущему посту, про европейскую толерантность. Mы дивно пообщались, я ему после этого написала отличное ревью в airbnb, а он нам тоже неплохое.

В Хайфе мы не были очень давненько и изрядно город подзабыли. С трудом нашли свою улицу и дом. Технион правда мало изменился, хотя там построили новое офигенное здание computer science. Эська правда собирается заниматься airspace engineering, туда мы тоже зашли, но там как видно давно ничего не перестраивали, так что Эська осталась в задумчивости. Потом потащились на Кармель и продемонстрировали ей променаду. А на следующее утро отправились обратно в Иерусалим отмечать Йом Хацмаут.

Вообще я давно поняла что люди делятся не на тех, кто любит Маньдельштама или Пастернака, или на любителей кофе и любителей чая, или на любителей кошек и любителей собак. Эти деления наверное тоже имеют право на существование, но на самом деле люди делятся на тех, кто любит Иерусалим и тех, кто его не любит. Для того, чтобы любить Иерусалим, совсем необязательно в нём жить и даже необязательно не любить другие города, включая Тель Авив, не про нас будет сказано. Просто когда туда приезжаешь, чувствуешь что другого такого места нигде больше на свете нет и что тебе в нём хорошо, и что ты на своём месте. Это не сразу даётся, но потом никуда не исчезает, даже если приезжаешь туда так редко, как я.

В этот приезд я впервые прокатилась на иерусалимском трамвае, мы впервые заехали в винодельню под Иерусалимом, где Эська с большой радостью выпила свой первый легальный бокал, побывали на раскопках Шахараим, жарили шашлыки на крыше дома нашей бостонской подруги, которая тоже сбежала на землю обетованную уже прилично лет тому назад, и нас обсчитали на иерусалимском рынке. Так что за неделю успели совсем немало. Повидали много кого в Маале Адумим и не только. Шерманы сказали что им нас тоже очень не хватает потому что только я умею заводить споры по любому поводу и во время споров так громко орать, умудрившись ни с кем не поссориться, и только с тов. Крупским у них получаются разговоры на полночи про шродингберских котов. В общем, плохо когда друзья уезжают.

На этой весёлой ноте я пожалуй закончу, а то потом ещё пройдёт полгода, и всё совсем забудется. Эська уезжает в конце августа и будет там как минимум до следующего июня, там что с Божьей помощью в следующем году может опять окажемся в Иерусалиме.

israel

Previous post Next post
Up