Моя лента новостей пестрит упоминаниями о фигуре Родителя, а я вчера докопалась до не менее интересной фигуры Учителя, во многом схожей с родительской, но всё же с ней не совпадающей.
Дело было так.
Вчера я сидела за рулём дедушкиной машины и рыдала, потому что мне страшно ездить по снегу. Страшно было уже в четверг, когда я забирала старшего из садика, выехала под лёгкий снежок, а вернулась в метель, по снежной каше, с налипшими на дворники и лобовое стекло комками. Центр у нас потом почистили, но на небольших улицах и перекрёстках всё равно снежное месиво. Вчера мы по этому месиву ездили на горку, и когда вернулись, я разревелась. Дети заснули в машине, муж вышел, и мне никто не мешал рыдать и привычно себя утешать:
- Что случилось?
- Мне страшно за рулём.
- Это маленькая девочка боится, я слышу эту девочку, ей страшно без мамы... - и тут понимаю, что мама-то не нужна. Девочка уже большая, и она не хочет на ручки. Она хочет, чтобы рядом с ней всю эту дорогу сидел знающий и спокойный человек и учил её ездить по этому страшному снегу. Вот прям комментировал бы каждое движение: тут снижаем скорость, тут чуть-чуть газку, не, так много, вот теперь в самый раз, теперь проезжай, не бойся, тут не завязнем... и т. д. Нужен не Родитель, который спасёт и возьмёт на ручки, а Учитель, который расскажет и покажет, как сделать самой.
Мне очень не хватает живых учителей как в бытовых вопросах, так и в глобальных. Когда я начинала готовить, я запорола кучу блюд именно из-за нехватки элементарных технических навыков типа разогревать сковородку перед жаркой. Кулинарить я училась существенно после 20-ти по книжкам Похлёбкина. И так во всём, куда ни глянь. Иногда я вообще не понимаю, чему меня учили в семье. Такое впечатление, что ничему. Я буквально до прошлого года считала себя неспособной работать руками, потому что все мои работы со школьных лет были ужасающими.
Потребовалось много лет, чтобы понять, что всё получится, если знать технику и быть достаточно упорной (это опять про километры и 10 000 часов). Что вязаные мною вещи нельзя носить не потому, что я бездарь, а потому, что я не построила выкройку, не связала образец, не сделала ВТО, и всему этому можно научиться. Что я плохо фотографирую и совсем не умею рисовать, потому что не знаю ничего о перспективе, сочетаемости цветов и прочих азах художественного творчества. И это при маме-художнице! Почему нельзя было это дать? Самые основы, просто сесть и объяснить, а не цедить презрительно: "Опять безобразно нарисовала. Откуда руки-то растут?"
Ну и шире - я очень жалею, что в моём окружении очень мало нормальных, адекватных людей, на которых можно ориентироваться просто по жизни. У нас в семье негде наблюдать нормальные эмоциональные реакции на события, у бабушки ответ на всё - страх, у матери - агрессия, у деда - бегство. Семья не уникальная, конечно, но ведь где-то же есть более-менее здоровые в эмоциональном плане люди? Почему мне не повезло их встретить?
Думаю, уже завтра я вспомню хороших и здоровых людей в своей жизни, а ещё почувствую в себе силы всему учиться самой. Тем более, что наше время - идеальное для самообучения. Но сейчас я думаю о том, что со своими детьми буду заниматься и требовать от них усидчивости, аккуратности, и, может, даже в художку или музыкалку отведу - чисто освоить азы, научиться немного обращаться со звуком, цветом, формой, материалом, понять основные принципы и получить технические навыки, чтобы было что развивать в будущем. Мне кажется архиважным в принципе учить детей учиться, воспитывать в них терпению и волю, если этого нет от природы. Когда тебе нужно что-то освоить, а ты не умеешь ничего осваивать, ты хочешь всё и сразу и, не получив результат в первую секунду, впадаешь в отчаяние, это жрёт массу энергии. И меня очень, очень сильно отпустило, когда я это нашла и там, в машине, выплакалась.
Вот так. Я думала, все проблемы от тоски по Родителю, а, оказывается, Учитель важен не менее.