Я тут сижу и наблюдаю, как мой старший методично рвёт бумажное полотенце в клочья и устилает ими диван. Вечером на этот диван пролили полпачки сливок, с утра я почистила обивку влажной тряпкой, и сын решил, что теперь её надо вытереть досуха, "а то маленький братик намочит себе ножки и заболеет".
Рулон большой, клочки маленькие, поэтому рвёт он долго, уже минут десять. Я наблюдаю за ним, и вот меня осенило.
Все эти приучения ребёнка к самостоятельности - ну, чтобы сам мыл руки, ел и т. д. - не имеют с самостоятельностью ничего общего. Это приучение к дисциплине, к послушанию: старшие решают, когда и что ребёнок будет есть, что наденет и куда пойдёт, а ребёнок эти - созданные другими людьми - ситуации принимает и действует в них по установленным правилам без посторонней помощи. Умение делать это свидетельствует не о самостоятельности, а о том, что ребёнок принял правила игры и стал её участником.
А самостоятельность - это когда ребёнок создаёт ситуации сам. Именно это я наблюдаю сейчас на нашем диване. Сын увидел мою ситуацию, проанализировал и принял решение - диван мокрый, надо вытереть. Сам нашёл бумажное полотенце, сам начал действовать.
- Бумага скоро закончится, - предупредила я сына. Полотенце-то жалко, тоже денег стоит.
- Ничего, мама, не бойся, она не закончится! - ответил он. Типа отдыхай, я контролирую ситуацию.
Мне кажется, это и есть самостоятельность.
Очевидно, это уже где-то описано и названо умными словами, но ценность моих открытий для меня от этого не меняется.