Оригинал взят у
improved_me в
Принтоведение Наша одежда, как в совокупности, так и каждая ее деталь, включая самые мелкие аксессуары, несет в себе информацию. В первую очередь о себе (своим внешним видом, естественно), а потом уже о вас - ведь почему-то вы выбрали именно эту вещь, чем-то она нас привлекла?
У всего на свете есть история, ни одна вещь не взялась из ниоткуда, и если мы говорим об одежде, то не лишним будет знать, что значит тот или иной узор, для того, что бы получать максимально эффектные сочетания.
I. Графические принты
Полоска - один из самых модных, ярких и динамичных принтов, начал свою историю ещё в Древнем Египте. Фараоны носили платки из ткани в синюю и золотую полоску в качестве головных уборов. У древних славян так же была своя полоска, ткань с чередованием красных, темно-синих, желтых, зеленых и белых цветов называлась «пестрядь».
Удивительно, что в жизни этого рисунка была своя черная полоса: подобные ткани положено было носить разного рода маргиналам - женщинам легкого поведения, шутам, палачам… Да вспомнить хотя бы арестантские робы заключенных. Но справедливость восторжествовала, полоску полюбили «богатые и знаменитые», а в современный обиход, вдохновившись морской формой, её ввела сама Коко Шанель.
Зигзаг - чуть более сложный вариант полоски. Цветные линии и неровные края такого принта приближают его к этническим узорам. (Особенно разноцветные ломаные линии итальяского бренда Missoni).
Herringbone (fishbone) - «рыбная косточка» или «елочка» - более элегантный и менее контрастный вариант зизага. Чаще всего принт елочка украшает костюмную ткань, твид, драп и шерсть, то есть вещи, которые с уверенностью можно отнести к классическому стилю.
Клетка - может быть строгой и классической, может быть озорной и разноцветной, в зависимости от своего происхождения.
Glen check - как и многие другие виды узоров в виде клетки имеет шотландские корни. В ткани переплетаются волокна серого и черного цвета, что придает ей строгий классический вид. Во Франции такой узор называли «Принц Галльский», в Англии - «Принц Уэльский», в Австрии - «Эстер-хази», то есть по именам вельмож, отдававших предпочтение этому рисунку.
В современный мир моды «гленчек» ввела Коко Шанель в 1920-х годах.
Tartan check - этот шотландский узор известен с III века нашей эры, а возможно и раньше, был популярен во времена Королевы Виктории, а в 70-х годах, его ждал неожиданный успех у молодых людей, пропагандирующих punk. Для них такая клетка стала символом борьбы с существующим общественным строем.
Но в классическом своём варианте «шотландка» символизировала принадлежность к определенному клану. Именно из неё шьют традиционную мужскую одежду Шотландии - килты.
Подвиды тартана (выше - Роял Стюарт):
Black Watch
Classic Check Burberry
Dress Gordon
Window pane check - крупная графичная клетка, напоминающая переплетение оконной рамы.
Houndstooth, pied-de-poule (гусиная лапка, собачий зуб) - родиной узора является Шотландия, как и многих других видов клетки. Пик популярности пришелся сначала на 30-е, а затем на 70-е годы 20 века. Рисунок «гусиная лапка» или «собачий зуб» получается при особом переплетении шерстяных волокон, когда они образуют выступы под прямым углом. Современные дизайнеры «омолодили» этот принт, и теперь его можно носить даже в спортивном контексте, хотя сам узор достаточно классический и яркий для сочетаний с другими рисунками.
Gingham check, vichy - слово «гинем» происходит от малайзийского «genggang», что означает «полосатый». И действительно в этой ткани цветные полоски на белом фоне создают клетчатый рисунок. А в 1850 году во французском городе Виши начали производить ткань с таким рисунком, что дало этой клетке ещё одно имя. Популяризатором клетки виши или гинем, стала, конечно, Бриджит Бордо - её свадебное платье в розовую клетку произвело фурор в 1959 году. И таким образом, одежда с подобным рисунком - идеальный вариант для стиля ретро, кантри или прованс.
Tattersall check - (Тэтэсол), клетка образованная пересечением тонких цветных полос на светлом фоне. Tattersall’s - английская фирма, выпускавшая попоны для лошадей аж в 18 веке, и с тех пор именно эта клетка стала символом сельской жизни. И сейчас рубашки с таким рисунком носят в основном в свободное время, так как этот рисунок не считается официальным. Но его взяли на вооружение студенты английским и американских вузов, что вновь отсылает нас к стилю «преппи».
Madras check - Мадрас (сейчас Ченнаи) это город в Древней Индии, где впервые и появился этот узор. Отличается разными по величине квадратами и многоцветием. Тут заметно влияние тартана, так как Индия была британской колонией, но существенное отличие в ткани, если «тартан» это как правило шерсть, то «мадрас» - хлопок, реже лён. Существует подвид этой клетки - bleeding Madras, рисунок более светлый и линялый. Ипользуется преимущественно для летней одежды, как женской, так мужской и детской.
Argyle - «аргайл», тканый рисунок с ромбами, чередующимися по принципу шахматной доски с контрастными полосами, проходящими поперек. Считается, что это вариация тартана шотландского клана Campbell, который обосновался в территориальной области Argyll. На рубеже веков (19 и 20) такой узор использовался в основном при производстве трикотажного белья и чулок, но к нынешнему моменту этот рисунок является приметой стиля «преппи» и используется в основном на трикотажных джемперах, жилетках и гольфах.
Pin check - очень мелкие клеточки, буквально с булавочную головку. Практически сливается в один цвет, поэтому принт считается нейтральным.
Шашки - в черно-белом (черно-красном) варианте очень яркий, можно даже сказать психоделический, но стоит «приглушить» цвета, как этот узор становится достаточно милым, но всё равно очень графичным.
Горошек, polka-dot - как следуют из названия без танца тут не обошлось, но история его началась, конечно, ещё раньше, чем был придуман танец. Этот рисунок был известен ещё в античные времена, а вот в Средневековье его известность была неоднозначной - у людей возникали ассоциации с болезнями, поражающими кожный покров человека. Но, как это часто бывает, «горошек» реабилитировался и к XVIII веку стал набирать модные обороты. В 1950-е благодаря Кристиану Диору у рисунка был бум популярности. Сейчас «горошек» выбирается для создания элегантных, но в тоже время ироничных и женственных образов.
Другие геометрические фигуры
Кроме классических принтов, вашу одежду так же могут украшать совершенно любой рисунок, но для того что бы быть геометрическим принтом он должен повторяться с определенной последовательностью. (Дополнение: этнические принты, как мы увидим ниже, так же состоят из геометрических фигур, и в некоторых случаях грань очень тонкая, её нужно чувствовать).
II. Цветочные принты (некоторые этнические принты, которые я вынесла в отдельную группу, так же могут являться цветочными, но я взяла за основу более сильный признак - то есть узор скорее этнический или более цветочный).
Итак, цветочные принты по размеру могут быть крупные,
средние,
и мелкие - россыпь нежных маленьких цветочков принято называть «Мильфлёр», слово, как и узор - французское.
Могут быть так же размытыми, как бы акварельными:
А так же:
Groovy floral - отсылка к стилю 60-70-х, к хиппи, «заводные» веселые цветы, нарисованные будто в мультяшной манере.
Ботанический принт (обычно очень крупный рисунок, похожий на иллюстрации из учебника):
Тропический принт (могут быть включены листья без цветов, вместе с цветами, птицами, фруктами и даже животными):
И множество разных вариаций: цветы могут размещаться симметрично или ассиметрично, закрывать ткань полностью или частично, и миллион других вариантов. Чаще всего такой принт относится к романтическому стилю.
III. Национальные (этнические) принты - когда линии или геометрические фигуры простых или сложных форм складываются в определенный узор, либо технология окрашивания ткани имеет стойкую ассоциацию с регионом производства.
Например, орнамент, покоривший мир - Икат. Это шелковая ткань ручной работы со сложной техникой плетения. На её родине, в Узбекистане, её называют хан-атлас.
Пейсли («огурцы») - впервые этот узор появился на территории империи Сасанидов (224 - 651 гг. н.э. это государство существовало на территории современных Ирака и Ирана). Благодаря торговым связям ткани с этим узором распространились по всей средней Азии и попали даже в Индию и Африку. В Европу же «огурцы» попали как раз из Индии в XVII веке благодаря британским колонистам. Спрос на экзотическую индийскую ткань оказался таким высоким, что предприимчивые европейцы стали ткать полотна с «огурцами» сами. Небольшой шотландский городок Пейсли вообще полностью направил все ресурсы на производство ткани в индийском стиле и благодаря этому остался в веках - но уже как название самого узора.
В 70-е годы XX века узор пейсли переживает новый подъем, большей частью благодаря группе The Beatles, и «огурцы» начинают появляться везде - на женских платьях, подкладках мужских пиджаков, на брюках, ботинках и даже детских колясках.
Источник.
Ацтекский принт (Tribal) - как понятно из названия, своё начало этот рисунок берет от тканей древних цивилизаций Латинской Америки. В его орнаменте можно разглядеть зигзаги и волны, квадраты, круги, и острые треугольники. Цвета используются насыщенные, яркие, и совершенно логично, что сейчас этот узор ипользуется в основном для летних вещей.
Африканский принт - это не только имитация шкур животных, но сочетания ярких цветов, ассоциирующихся с жарким полднем, огненно-красным закатом или синими сумерками в саванне, а так же разнообразные геометрические узоры. Тут, в отличие от ацтекского узора, нет такой геометрической четкости - мелкие полоски могут соседствовать с крупными цветами, например.
Fair isle и скандинавский узор - Именем острова из Шетландского архипелага сейчас принято называть всё, что связано с теплыми, «рождественскими» вещами. Есть версия, что жители острова с одноименным названием могли увидеть этот рисунок на свитерах моряков, которые проплывали мимо из Балтийского моря. И хотя в описании традиционной техники fair isle нет ни слова о снежинках и оленях, это скорее особая техника вязки (по кругу), в данный момент сложно отделить два зимних понятия друг от друга. Так или иначе, оба эти узора используется в основном для теплых вязанных вещей - свитеров, шарфов, носков и т.д.
Восточные узоры - так же многогранны, как и сам восток. Это и арабские мотивы и азиатское влияние, объединяет их одно: одного взгляда достаточно, что бы понять к какому стилю относиться та или иная вещь.
Традиционные азиатские рисунки - цветы сакуры, стилизованные изображение драконов, тигров и рыб.
Арабский стиль ассоциируется с роскошью - обычно это дорогие ткани и богатая отделка.
IV. Анималистические принты - многие из них берут своё начало в африканском стиле, а некоторые относятся к стилю сафари, но все они практически всегда выглядят иронично.
Леопард
Зебра
Тигр
Жираф
Далматин
Корова
Рептилии : питон и крокодил (Первого имитируют чаще всего в виде рисунка, а вот из второго чаще делают аксессуары и там на первом первом месте - фактура).
V. DIY - Do It Your self, в широком смысле это выражение означает всё, что человек может сделать своими руками, но так как наша тема принты, то поговорим о них. В принципе, нарисовать, нанести штампом и окрасить ткань можно тысячью разных способов, но в большинстве случаев это будет либо имитация известного узора, либо что-то совсем индивидуальное, не подлежащее классификации.
Но есть один принт, который делается руками, но всегда остается узнаваем.
Tie-Dye (Tie - скручивать, Dye - окрашивать) произносится как «Тай Дай» - верная примета стиля хиппи, но этот узор является одним из древнейших, артефакты окрашеные вручную, датируются аж VIII - IX веками нашей эры. И тем не менее, именно в 60-е годы XX века узор тай-дай был на вершине популярности.
Обычно окрашивание происходит так: ткань скручивается узлом, или заматывается веревками, для того чтобы оставить неокрашенными некоторые участки, затем вещь опускается в краситель, и после сушки получается узор с разноцветными разводами.
Кстати, сюда же можно отнести и джинсы, так популярные в конце 80-х, когда ткань варили и стирали в отбеливателе.
VI. Камуфляж - относительно молодой принт, его повсместное распространение в его современном виде началось лишь в 30-х годах 20 века. До этого военные использовали военную форму ярких цветов, что бы в бою отличать своих от чужих, но с появлением оружия с большой дальностью поражения, человек в яркой одежде становился слишком заметной мишенью. Видов камуфляжного рисунка существует очень много - он создается с учетом той местности, где планируется его носить.
В этой статье я постаралась наиболее полно описать самые популярные принты, для того, чтобы в каждом случае знать от чего отталкиваться при составлении outfit’a: зная историю происхождения рисунков на ткани становится легче сочетать эти вещи друг с другом.
А о том, как именно это делать, я расскажу в следующей части.