основные мотивы городских легенд в фильме А.Балабанова "Груз 200"

Dec 21, 2014 20:12

Фильм Алексея Балабанова «Груз 200», вышедший в 2007ом году, создал большой переполох как в киноиндустрии России, так и во всемирном кино-сообществе. Большинство критиков ругали режиссёра за жестокие сцены, очернение СССР и вообще не очень понимали, зачем снимать подобное. Не будем останавливаться на том, что же действительно хотел сказать Балабанов и как это можно заметить, если абстрагироваться от шокирующего сюжета.
Балабанову в одной картине удалось собрать самые жуткие мифы и представления людей об окружающем мире - так называемые городские легенды. Современный человек считает себя материалистом, не верит в приметы и не соблюдает обычаи, но, сам того не замечая, является носителем современного фольклора.
Рассмотрим основные мотивы городских легенд, которые используются в фильме «Груз-200». Стоит заметить, что хронотоп фильма - провинциальный город середины 80х годов, так что некоторые из мифов будут узконаправленными, но вместе с тем актуальными и для нашего времени.

В первую очередь это, конечно, «коллективно-бессознательный страх перед силовиком в серо-голубой рубашке» (М. Кувшинова, «Балабанов», мастерская «Сеанс», 2013) . В фильме его олицетворяет главный герой - Журов - который берёт в наложницы молодую девушку, убивает неугодных ему людей, но остаётся безнаказанным, хотя его сослуживцы знают о содеянном. В жизни мы часто слышим истории о страшных методах дознания в полицейских участках, о самодурстве работников вытрезвителей.
Близко по теме к историям про милицию стоят рассказы о несправедливо осужденных. «Я сам признался, а мне десятку строгого!». При этом положительность осужденного непременно упоминается:  «Мог бы промолчать, да совесть не позволила мне».
Подобные былички уходят корнями во времена репрессий, когда совершались массовые аресты, а в застенках участков происходили расправы над людьми.

В фильме ярко выделяется тема войны в Афганистане и военной службы в целом. «Знаешь же, что в Афгане сейчас… Только в наше захолустье 26 гробов пришло»
В городском фольклоре армия упоминается как в положительном (военные анекдоты, веселые рассказы о солдатской смекалке), так и в отрицательном (жестокие нравы «дедов», отправление на войну неподготовленных солдатов) аспектах. Страх за своих сыновей, неизвестность будущего молодых людей - сильный мотив, который стал основой не одного кинематографического произведения.

Ещё одна категория историй - рассказы о Крайнем Севере. О нравах местных жителей и о том, как легко там можно заработать деньги. «Вот я приезжаю к ненцам и за ящик спирта беру десяток оленьих шкур». Или «Там все спирт пьют… И дети пьют»
В провинциальных городах подобное говорят о столице или бОльшем городе - административном центре, к примеру. О родственниках из Москвы-Петербурга говорят с гордостью «- А кто он, дядя твой? - Заведующий кафедрой научного атеизма Ленинградского университета». Нередки рассказы о том, что знакомые из большого города помогут и в дальнейшей жизни: найдут хорошую работу, выхлопотают место в ВУЗе. Надежда на новую жизнь в новом месте - один из основных сюжетов городских провинциальных баек.

В фильме так же имеют место быть рассуждения о государственной власти как о высшей силе «От вас, коммунистов, всё зло… Вам позволено всё! Вам можно миллионами убивать» Народная интерпретация идей Кампанеллы «Скоро все изменится… Я возьму еще земли в аренду, трактор куплю…»
Распространённая быличка о некоем партийце-атеисте, который в итоге пришёл к вере, в финале «Груза 200» также упоминается, «- Я хотел спросить, как можно пройти обряд крещения.. - Не обряд, а таинство! Там вон сядь, молись и жди», но в контексте вышепроизошедших событий смотрится кощунственно.

Основной мотив рассмотренных сюжетов - одиночество человека, невозможность противостоять власть имущим и, по сути, отсутствие какого-либо выбора. Собранные в одну кинокартину, эти страхи, ранее существовавшие только в быличках, становятся персонализированными и вместе с тем будничными - и это пугает зрителя, ставя его лицом к лицу с проблемами жизни.
Фильм «Груз 200» - прекрасный пример того, как при помощи городских легенд создать реальный и очень страшный фильм, который никого не оставит равнодушным.
 
Previous post Next post
Up