В нашем селе в июне местные дети собраны в лагерь, чтобы хотя бы немного родители могли не беспокоиться о них. С детьми проводят тематические занятия, возят их по возможности в разные памятные места, приглашают каких-нибудь персон для бесед, если персоны находятся, а в общем, устраивают детям "танцы с бубнами", чтобы хоть как-то их занять. И вот сегодня я побывала такой персоной в сельской школе.
В лагере дети от шести до четырнадцати. Меня сразу предупредили, понизив тон, что дети, в основном, с ОВЗ. Для непосвященных:
Я сразу педагогов успокоила, сказала, что за спиной годы работы в детском доме, поэтому ОВЗ - привычная субстанция для меня, и работаю я с ними так же, как и с детьми без особенностей развития. Так же, это значит, что я обращаюсь к тем же чувствам, вызываю те же эмоции и рассчитываю на те же возможности мышления - независимо от того, как ребенок способен выразить себя.
Детишек немного, было десять человек, и взрослых пришло пятеро. Я приготовила небольшую нарезку видео и картинок где-то на час, чтобы не переутомлять детей, и чтобы посмотреть, как они будут реагировать, что им заходит. К моей подаче должна быть привычка, а до того, как она сформируется, надо не спешить.
Ну что могу сказать. Как обычно: дети как дети. И как обычно, педагоги (нет, обычно на их месте родители) были очень удивлены, что активничают совсем не те ребята, о которых принято считать, что они в порядке и мыслят. Тут вдруг и неожиданно себя показал народ, который обычно никак не проявляется. Один мальчишка поразил всех - вдруг заговорил со мной "как взрослый", предложил разные варианты ответов, включился прямо любо-дорого, а обычно он молчал и считался сильно отсталым. Еще один мальчик - я пощупала и так, и так, поняла, как с ним надо. Еще один - увидела, когда он включается и чем. Девочка, которая считалась успешной, реагировала тускло, без заданных директив практически не фукционировала, сама идеи не продуцировала, а другие, которые, наоборот, обычно ходят в неслухах, а тут прекрасно реагировали, мыслили и поддерживали игру.
Я размялась немножечко сама и "пощупала" новый народ. Не очень-то они хотели утекать, хоть и подустали. И теперь посмотрим, может попробуем провести занятие полноценное, разбив его на несколько встреч. Я примерно поняла, какие темы пойдут у них проще, а к каким надо будет их готовить. Еще поняла, что процент доверия к взрослым у сельских детей ниже, чем у городских, причины, опять-таки, прозрачны. Значит, надо будет брать такие темы, которые будут как дрожжи для доверия, для того, чтобы потом работать дальше.
...