Цитаты, комментарии, обсуждения, работа

Jun 06, 2023 12:15


Очень интересно мне было после поста о цензуре и воспитании обсуждать воспитание детей в свете отношения к искусству и его вседозволенности с разными людьми и дальше думать. Уже в процессе я решила сделать отдельный пост об этом, сделать фрагмент видео одного занятия с детьми, где мы говорим на тему усталости. Взрослые спрашивают, почему почему дети не понимают элементарного?

Прежде всего, слова сами по себе ничего ребенку не объясняют. Родители наговаривают километры слов, чаще, правда, почти одинаковых, но дети остаются в стороне от того, что им хотят объяснить. Это потому, что обычно за словами ничего не стоит. У детей не рождается картинка, не появляется образ, они не в и д я т того, что им честно пытаются втолковать. Взрослые говорят красивые слова или кидают эмоциональные реплики, замечают мимоходом или талдычат - бесполезно, если они своими речами не о п л о д о т в о р я ю т  д у ш у. Дети остаются пустыми к информации (и затраханными, если продолжить тот же образ),  они повторяют те же шаги, от которых их предостерегали.


"Мне показалось мало только обозначать, если уж вы этой темой занимаетесь, практически(!), мне хотелось прочитать и ваши предложения, как начать делать что то конкретное, не только обозначая проблемы.Может мне многого захотелось... " - пишет larchik1950

Отвечаю: "...мне тоже когда-то много захотелось. С тех пор я это делала - учила, как думать, как искать подобия, как отвечать себе на это главнейший вопрос - "чтобы что?". И не дай Бог, если в ответе будет что-то про чтобы себе хорошо, чтобы без "мы", чтобы без "все". Чтобы без ответственности за слово, сказанное и даже за мысль.
Это огромный фронт, это война. Я стольких звала за собой, получилось созвать немногих. В каждой моей работе ответы на эти вопросы, в каждой книге, в каждой встрече с родителями и детьми. В разборах - я детей готовила мыслить и думать хотя бы не только о себе. А чтобы обществу вернуть жизнеспособность, надо бы больше намного.
Именно с воспитания надо начинать. Я тут послушала Каринэ Геворгян она говорила о том, что вот эту девочку, Дарью Трепову, кто ее обучал и чему - узнать бы и учить да хоть ее же, но от противного. Ну а я бы, пожалуй, за Трепову браться не стала. А вот массы детей вокруг, те, которых еще не с головой погрузили в бочку отравы мира потребления и либерального невежества, их обучать смотреть на мир и видеть в нем мир - вот отсюда и дальше труд взрослых людей, до бесконечности. Труд сердца".

Ребенок рождается со всеми своими базовыми свойствами. 100 процентов моего опыта 🙏🏼🙏🏼🙏🏼
Дети - это уже полная заготовка будущего продукта. Можно это продукт испортить, но если человек добрый, из него все равно не сделать жмота, можно только научить придерживать порывы. Можно этот продукт, если он дурен, "социально улучшить", т.е. того же жмота научить вести себя прилично, но сделать альтруиста из него нам не под силу.

Я настаиваю: ребенок рождается с состраданием. Другое дело, что пока это свойство формируется в нем, его не каждый взрослый опознает, да и дитя в себе самом также не сразу. Если сострадание "не укомплектовано", ничем его в набор свойств не добавить. В силах воспитателя и среды только внешние качества - т.е., как себя вести. Грубо: "уступи место бабушке", и если это повторять, он привыкнет. Именно потому, что такой совет воспитания вышел из моды, сейчас столько человек наплевало и на бабушек и на их места - в их комплекте базовых свойств этого качества не было, а воспитание укрепило ростки. К счастью, доброта неистребима. Это о тех, кто сострадание изначально имеет. К ним можно воззвать, даже если они не решаются сами. Остальные не отзовутся.
Состраданию (или сострадательному поведению), как и прочим качествам, можно и нужно учить, и я очень хорошо умею это делать. Потому что учу да, на третьих лицах, не в лоб, в общем, я это умею.
Взрослые да, плохо понимают, что пережили, и с этим тоже можно прекрасно работать. если только этим взрослым не влили по маковку отравы про детскую травму. Это такой "век жалелок". Все, кто научился себя жалеть, управляемы, они никогда не победят.
Нам да, толковали про великую силу искусства, именно поэтому и уже давно я учила не примыкать к толпе и самостоятельно мыслить. Но зерна ведь тоже свою почву ищут... Поэтому, сколько ни толкуй, обучить удастся только того, кто сам носитель индивидуального мышления, кто не тестовый, кто рождает и производит - не на продажу.

" Ребёнок легко пожалеет котёнка со сломанной лапкой, но не способен понять усталость мамы или уступить место в автобусе старой бабушке, потому что жалко её, а не потому что научили уступать" - пишет true_frog , тоже очень информативные комментарии.

Моя ответная реплика: "Лапка ребенку понятна. В то же время маленький ребенок может сам сломать котенку лапу, и это далеко не всегда будет означать, в нем сострадания нет и не будет. А вот про усталость мамы 98% маленьких детей не понимают. Объяснять словами "мама устала" бесполезно, надо давать образы. К сожалению, взрослые говорят слова. А надор трудиться, чтобы ребенок у в и д е л. И взрослым тоже нужны примеры и образы, чтобы они увидели и "примерили". Без занудства и наездов".

Тема эта бездонная, я выборку сделала скорую, на самом же деле все комментарии были полезными, такой хорошей питательной средой. Я благодарю всех, кто принял участие в обсуждении!

Вот видео на двадцать минут, то, с чем мы начинаем понимать хотя бы про усталость родиетелей. Даже не то чтобы понимать - всего лишь улавливать намек, потому что человек по-настоящему понимает что-либо, только прожив, а детей мы можем к этому проживанию разве что грамотно приблизить. Ничего они не должны понимать из своей невинности и незамутнености, совсем ничего. Могут - медленно, в течение лет - опознанать в ней самих себя.

Дальше в разборе мы постоянно возвращаемся к затронутым темам, т.е., у нас идет такая спираль общения с расширением тем. Медленно, один полуторачасовой фильм мы обсуждаем за две встречи, каждая по три часа, мы расширяем эту спираль, а потом сужаем ее, чтобы выбрать основное на этот раз. Дети повторяют слова и фразы друг за другом, не боясь, что им кто-то тыкнет или кто-то их остановит. Они слушают себя и медленно привыкают - говорить, думать, мыслить.

image You can watch this video on www.livejournal.com

работа, размышления, для меня это важно, воспитание, мы-родители, дети

Previous post Next post
Up